?

Log in

No account? Create an account

Прошлая запись | Следующая запись

Сегодня речь пойдёт о советском и российском режиссёре, который не раз брал престижные европейские призы и который безмерно любим и уважаем континентальным киносообществом. О человеке, чьё творчество направлено как на отечественного, так и на западного зрителя, о режиссёре, который больше других понимает природу кинематографической выразительности. Его имя Александр Сокуров.

Александр Николаевич Сокуров родился в 51 году в глухой деревне Подорвиха Иркутской области, которая через пять лет была затоплена при пуске Иркутской ГЭС. Его отец был военным, поэтому семья была вынуждена часто переезжать с места на место. Сокуров начал учиться в польской школе, а закончил обучение в Туркмении. Своё первое высшее образование Александр получил на историческом факультете Горьковского университета, параллельно с учёбой работая в должности ассистента режиссёра на телевидении. Это занятие подтолкнуло Сокурова поступить на режиссёрский факультет во ВГИК, где Александр моментально стал одним из лучших студентов и даже получал премию имени Сергея Эйзенштейна. Однако, ближе к завершению учёбы, между Сокуровым и администрацией института стал назревать конфликт. Режиссёра обвиняли в формализме и антисоветских настроениях, из-за чего многие его студенческие работы, включая дипломную, категорически отвергались.

После досрочного окончания учёбы, Сокуров по протекции Андрея Тарковского был зачислен на киностудию “Ленфильм”, где начал активно снимать полнометражные, игровые и документальные картины, впрочем, почти 10 лет, вплоть до конца 80-х ни одна из его картин не была допущена к прокату. Сокуров находился в постоянном страхе перед возможностью попасть в исправительный лагерь, и даже порой боялся за собственную жизнь, однако так и не смог бросить любимое занятие. Подобное самопожертвование было с лихвой вознаграждено в начале 90-х, когда снятые им ранее фильмы не только вышли в прокат, но и с большим успехом начали представлять русское кино на международных фестивалях.

“У нас был спор с Солженицыным. Он говорил, что благодарен годам тюрьмы. Я никогда не соглашался, а говорил: попробуйте лучше представить себе, чего вы лишились.”

Творчество Александра Сокурова плохо поддаётся формулированию, хотя о нём написаны сотни статей и десятки книг на разных языках. Режиссёр балансирует на стыке двух основополагающих традиций кино: документальности и художественного преображения реальности. Опознавательные знаки фильмов Сокурова – длительная протяжённость планов, изощрённость методов съёмки и обработки материала, соединение документальных и игровых сцен, макета и натуры, актёра и непрофессионального исполнителя. Хорошим примером подобной стилистики может служить фильм “Русский ковчег”, снятый Сокуровым в 2002 году, в котором был поставлен своеобразный рекорд по количеству монтажных склеек. В этой картине их нет ни одной. В режиме непрерывной съёмки оператор фильма Тильтан Бюттнер прошёл по 35 залам музея Эрмитаж. В результате получился полуторачасовой исторический фильм, в котором поучаствовал 101 актёр и почти 800 человек массовки.

“Кино никогда не являлось для меня ценностью. Кино — вторичное искусство. Кинематографическая среда для меня чужая: я почти никого не знаю из своих коллег. Кино просто дает мне возможность создавать какие-то вещи.”

Александр Сокуров – один из немногих режиссёров, который любит создавать тетралогии – серии из четырёх фильмов, объединённых общим замыслом. Первый подобный цикл, в который вошли такие картины, как “Круг второй”, “Камень”, “Тихие страницы” и “Мать и сын”, Сокуров начал снимать ещё в начале 90-х, что совпало с его выходом из кинематографической тени. Последний фильм тетралогии вышел спустя 7 лет. Все четыре ленты повествуют о сущности смерти, таким образом, Сокуров пытается подготовить зрителя к неизбежному, помочь преодолеть ужас смерти. Второй цикл Сокурова, снятый в промежутке между 99 и 2011 годами, посвящён вопросам безграничной власти. Главным героем фильма “Молох” является Гитлер, в “Тельце” это Ленин, в картине “Солнце” – японский император “Хирохито” и, наконец, в “Фаусте” – сам Мефистофель. Что будет дальше – покажет время.

“Не массы шли за Гитлером и Лениным — а наоборот. Cначала идет преступление народа, а потом появляется небольшой, дурно пахнущий субъект, который этих ослепленных людей куда-то увлекает. И я в этой связи понимаю европейцев, с опаской поглядывающих на Россию. Возникновение нацистского государства — вещь довольно реальная.”

Имя Александра Сокурова широко известно в европейских кругах. Его картины часто попадают в программы и номинации престижных фестивалей. В коллекции наград Сокурова значатся две премии Каннского кинофорума за такие картины, как “Отец и сын” и “Молох”, приз Берлинского фестиваля за ленту “Дни затмения”, а также Венецианский “Золотой лев” за фильм “Фауст”. Помимо этого в 95 году по решению Европейской киноакадемии имя Сокурова включено в число ста лучших режиссёров мирового кино. На российской территории этот режиссёр также пользуется популярностью и не раз брал призы на Нике и Московском Кинофестивале.

“В России нечего смотреть, это не визуальная страна. Для формирования режиссера идеальнее условий не придумать.”

<<Список всех выпусков рубрики>>


Featured Posts from This Journal

  • Режиссёры: Питер Джексон

    Сегодня речь пойдёт об одном из самых известных людей родом из Новой Зеландии, о человеке, который прошёл долгий творческий путь от малобюджетных…

  • Режиссёры: Клинт Иствуд

    В сегодняшнем выпуске мы поговорим о человеке, который в свои 85 лет остаётся одним из самых значимых действующих режиссёров в мировом…

  • Режиссёры: Лени Рифеншталь

    В сегодняшнем выпуске мы поговорим об одной из самых спорных фигур в истории мирового кинематографа, о талантливом режиссёре и красивой женщине, о…

Comments

( 8 комментариев — Комментировать )
i_ty_toje
Jun. 19th, 2015 03:43 pm (UTC)
Не могу себя заставить смотреть его фильмы.
5 минут проходит и как-то засыпаю.
lazy_rabbit
Jun. 22nd, 2015 12:39 am (UTC)
... до сих пор ни одного его фильма не видела, что даже странно. Зато слышала, что это уже больше "режиссер мира", нежели "российский режиссер".
kosolapov
Jun. 22nd, 2015 08:23 am (UTC)
Я тоже не видел ни одного фильма. Но Сокуров реально, судя по всему, очень любим в забугорных элитарных кинематографических кругах..
aleksei_turchin
Jun. 22nd, 2015 08:48 am (UTC)
Нужно было и про Звягинцева уж сразу писать)
kosolapov
Jun. 22nd, 2015 10:49 am (UTC)
Куда торопишься, вай? Напишу обязательно )
aleksei_turchin
Jun. 22nd, 2015 11:00 am (UTC)
Ну а чего) Был бы два в одном: оба любимых на западе режиссёра-"русолюба")
kosolapov
Jun. 22nd, 2015 11:01 am (UTC)
My blog - my rules, nigga! :)
aleksei_turchin
Jun. 22nd, 2015 11:14 am (UTC)
Ну как скажешь)
( 8 комментариев — Комментировать )

Календарь

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Таги