?

Log in

No account? Create an account

Прошлая запись | Следующая запись

Франкенштейн

Frankenstein
Год: 1994
Страна: США, Япония
Режиссёр: Кеннет Брана
В ролях: Кеннет Брана, Роберт Де Ниро, Хелена Бонем Картер, Том Халс, Иэн Холм, Эйдан Куинн, Джон Клиз, Роберт Харди, Шери Лунги, Селия Имри, Тревин Макдауэлл
Продолжительность: 123 минуты
Слоган: "Гений породил чудовище"

Европа, конец XVIII века. Молодой студент-медик Виктор Франкенштейн увлечён, мягко говоря, не самой популярной для тех времён темой исследований. Его цель — понять, откуда в человеческом теле берётся "искра Божья", называемая душой, и возможно ли искусственно создать подобный тип энергии. Его эксперименты приводят к созданию и оживлению разумного Существа, сшитого из "подручных материалов", незаконно добытых в местных моргах. Виктор пугается своего создания и сбегает из поражённого чумой города. Однако вскоре Творцу и Творению предстоит встретиться вновь.

Начну с небольшого экскурса в историю. Книгу "Франкенштейн или Современный Прометей" написала английская писательница Мэри Шелли в начале XIX века. Толчком к написанию дебютного романа для молодой девушки (а ей было всего 21 на момент выхода его в свет) послужила оживлённая беседа между ней, её мужем — писателем Перси Шелли и поэтом лордом Байроном, которая состоялась в 1816 году в доме на берегу холодного Женевского озера. Темой разговора стали эксперименты учёного и философа Эразма Дарвина, который занимался примерно тем же, что и Виктор Франкенштейн в романе — пытался воздействовать электрическим током на отдельные части мёртвого организма. В итоге Байрон предложил каждому из троих сочинить какую-нибудь страшную повесть. Насколько я понял, доподлинно неизвестно во что вылился этот эксперимент для Перси Шелли и Байрона, но вот Мэри эта тема зацепила сильно, и она неожиданно для всех, и самой себя в первую очередь, написала потрясающий роман.

В данный момент "Франкенштейн или Современный Прометей" одно из наиболее часто экранизируемых произведений в кинематографе, а Существо (которое почему-то все склонны называть именем его создателя) — один из самых популярных классических персонажей различных фильмов ужасов и фэнтези-боевиков. К 1994 году, когда Кеннет Брана и Френсис Форд Коппола решили взяться за это произведение (на волне успеха копполовского "Дракулы"), образ чудовища Франкенштейна уже не раз будоражил умы кино- и телезрителей, начиная с череды классических фильмов ужасов с Борисом Карлоффым, снятых в 30-х и 40-х годах (фантазия продюсеров к тому времени извергла наружу невесту, сына, дочь и прочих родственников квази-Франкенштейна), заканчивая дешёвой британской телеверсией с Рэнди Куэйдом и откровенно карикатурной пародией под названием "Франкеншлюха". На этом фоне решение сделать самую близкую к оригиналу экранизацию выглядит весьма логичным. Так что же получилось или не получилось у молодого, британского театрала Кеннетта Браны?

На мой взгляд, фильм "Франкенштейн" получился отличным. Ведь эта история совсем не про отвратительного монстра, который мести ради жестоко умерщвляет всех, кто дорог несчастному учёному Виктору Франкенштейну. В этом сюжете заложено множество острейших проблем и вопросов, которые терзают человечество до сих пор. Что есть человеческая душа — физическая энергия в чистом виде или всё же "искра Божья"? До какой степени учёные ответственны за результаты своих экспериментов, и смеют ли они пренебрегать нормами морали в желании достичь отнюдь не гарантированного положительного результата? Что важнее для человека — Малый мир семьи и любимых людей, или Большой Мир научных или любых других достижений? Когда человек приобретает свои личностные качества — в момент рождения или в результате контакта с обществом? Все эти интереснейшие вопросы в той или иной степени поднимаются в этом фильме, что, конечно, делает его не банальным "ужастиком", а мощной социальной драмой с элементами готического "хоррора".

И поставлена картина, я считаю, очень правильно: с разумным сочетанием размаха постановки и определённой осторожности, проявленной в некоторых художественных решениях. То есть с одной стороны видно, что денег потрачено немало: дорогие костюмы, скрупулёзно воссозданная атмосфера погибающего от чумы Ингольштадта, масштабные массовые сцены, известные актёры в кадре. С другой стороны, грим Чудовища сделан нарочито упрощённо (что делает актёрскую работу Де Ниро ещё более ценной), во время всех самых брутальных сцен камера скромно "отводит взгляд" в сторону, да и Кеннет Брана играет вовсе не замкнутого гения, а вполне себе бодрого и весёлого человека, что в определённой степени смещает акценты в сторону от несколько замшелого готического ужаса к более привычной для современного кинозрителя драмы. Что, кстати, не оправдало себя. Фильм фактически провалился в прокате, в отличие от поставленного в готическом стиле "Дракулы". Я своего мнения никому не навязываю, но по-моему "Франкенштейн" лучше — глубже, эмоциональнее и острее.

Таким образом, я считаю, что "Франкенштейн" — это прекрасный образец кинематографической классики, отличная экранизация мрачного, готического романа с двухсотлетней историей и очень глубокая социальная драма с отличной актёрской игрой Роберта Де Ниро и приятными глазу Кеннетом Браной, Хеленой Бонем Картер и Ианом Холмом. Рекомендую.

Оценка: 9 из 10

<<Перейти к списку рецензий>>

P.S. Из более поздних версий "Франкенштейна", очень сильно советую театральную постановку Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях. Невероятное зрелище, которое во многих городах время от времени показывают в кинотеатрах. Не пропустите.

P.P.S. Фильм посмотрен в рамках киномарафона "Моё "ужасное" лето"

Featured Posts from This Journal

  • Волк

    Wolf Год: 1994 Страна: США Режиссёр: Майк Николс В ролях: Джек Николсон, Мишель Пфайффер, Джеймс Спэйдер, Кейт Неллиган, Ричард Дженкинс,…

  • Прикосновение

    Прикосновение Год: 1992 Страна: Россия Режиссёр: Альберт С. Мкртчян В ролях: Александр Зуев, Марьяна Полтева, Николай Аверюшкин, Андрей Дударенко…

  • Живая мертвечина

    Braindead Год: 1992 Страна: Новая Зеландия Режиссёр: Питер Джексон В ролях: Тимоти Бальм, Диана Пеньяльвер, Элизабет Муди, Йен Уаткин, Бренда…

Comments

( 22 комментариев — Комментировать )
splushire_cat
Aug. 5th, 2015 09:42 am (UTC)
Дракулу смотрел не так давно. Как-то совсем не понравилось. А вот Франкенштейна пока не видел, даже не смотря на то, что диск с фильмом стоит на полке уже около 4 лет.
kosolapov
Aug. 5th, 2015 09:56 am (UTC)
Раз стоит - надо смотреть :)) А про Дракулу я тоже не понимаю с чего вдруг такое массовое поклонение.. Ну да Олдман хорош и Хопкинс неплох.. и всё..
splushire_cat
Aug. 5th, 2015 12:00 pm (UTC)
Ну да, согласен.
pol_ned
Aug. 5th, 2015 09:54 am (UTC)
постановку Бойла смотрел, она потрясающая просто. Но фильм мне тоже нравится.

скажи, а ты не смотрел "Готику" Кена Рассела? Там за основу как раз взята эта история о возникновении идеи романа у Мери Шелли. В интерпретации Рассела они не только придумывали истории, а употребляли наркотики и в таком состоянии устроили спиритический сеанс, вызывая свои самые потаенные страхи из подсознания. и уж как вызвали, так вызвали)). В общем, глюки томящихся аристократов показались мне куда страшнее истории про Франкенштейна:).
kosolapov
Aug. 5th, 2015 09:59 am (UTC)
Тебе какая версия больше нравится: Камбер-монстр или Камбер-Виктор? :)

Не смотрел, почитал сейчас - заинтересовался.. Добавлю в папку. Был бы мой марафон на более ранней стадии, может и посмотрел бы в его рамках..
pol_ned
Aug. 5th, 2015 10:36 am (UTC)
Смотрел в кинотеатре версию, где Камбер-Виктор, а в сети что-то не нашел другой версии, но посмотрел бы с удовольствием.

а ты у Рассела смотрел что-нибудь? просо вот стало интересно, как тебе это режиссер.
kosolapov
Aug. 5th, 2015 10:45 am (UTC)
В сети нет этой постановки. На удивление. Вот как-то следят, я хз.. Я обе смотрел в кинотеатре, причём ту, где Камбер-Существо дважды.. Мне вообще он в обеих ролях больше понравился, но Чудовище он просто гениально играет.
kosolapov
Aug. 5th, 2015 10:46 am (UTC)
А да, Кена Рассела не смотрел от слова "совсем" :))
pol_ned
Aug. 5th, 2015 10:51 am (UTC)
очень неровный режиссер, умудряющийся наснимать от "почти шедевров", до полного шлака. абсолютный безумец от кино. У него есть черная комедия, которую иногда позиционируют как фильм ужасов - "Логово белого червя", очень ржачное кино:),
alex_mclydy
Aug. 5th, 2015 10:22 am (UTC)
Заинтересовал
kosolapov
Aug. 5th, 2015 10:44 am (UTC)
Круто
i_ty_toje
Aug. 5th, 2015 03:50 pm (UTC)
не видел этой экранизации
Видимо надо)))
kosolapov
Aug. 6th, 2015 05:52 am (UTC)
Блин, я думал, все-все видели :)
i_ty_toje
Aug. 6th, 2015 03:43 pm (UTC)
Да ладно, столько прекрасного. Никогда не пересмотреть.
А мы все на текущее бренное отвлекаемся.
kosolapov
Aug. 7th, 2015 05:43 am (UTC)
У меня просто в детстве кассета эта была. И как это обычно бывает - возникло впечатление, что раз у меня было, значит это капец классика и все видели :))
i_ty_toje
Aug. 7th, 2015 12:04 pm (UTC)
Когда говорят "Это кино видели все" я всегда вспоминаю статистику, которая когда-то порвала мой шаблон.

"Мстителей" смотрело 3% россиян.
kosolapov
Aug. 7th, 2015 12:35 pm (UTC)
Дык, со Мстителями-то всё понятно. Их даже я не смотрел )))))))))))
i_ty_toje
Aug. 7th, 2015 01:06 pm (UTC)
это один из самых кассовых фильмов :) и соответственно много зрителей
так что вполне на любой фильм транслировать можно :)
imperators87
Aug. 7th, 2015 03:04 am (UTC)
ни книга, ни данный фильм не понравились.
Да, Де Ниро и умирающий от чумы город хороши, но вот этот крен в сторону семейственности, чего в романе почти не было, добавил какого-то неуместного мелодраматизма.
kosolapov
Aug. 7th, 2015 05:43 am (UTC)
Не "неуместный мелодраматизм", а "необходимый драматизм", но это, конечно, вопрос восприятия :))
lazy_rabbit
Aug. 9th, 2015 01:21 am (UTC)

Захотелось посмотреть.

kosolapov
Aug. 10th, 2015 10:43 am (UTC)
Это хорошо )
( 22 комментариев — Комментировать )

Календарь

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Таги