?

Log in

No account? Create an account

Прошлая запись | Следующая запись

Про чтение

Я читаю... Я не могу вспомнить в своей сознательной жизни периодов времени, в которые я не находился бы в процессе чтения какой-либо книги. С раннего возраста как только я заканчивал какую-либо книгу, я сразу же брал в руки следующую. Да, я могу приостанавливать "запойные" процессы, всякое бывает - командировки, отпуска, осенняя хандра, но в любой момент времени на вопрос "Что читаешь?" у меня есть совершенно чёткий и однозначный ответ (а то и несколько сразу).

Сначала это были какие-то детские книги, типа "Баранкин, будь человеком!", "Милая Людмила", "Незнайка", "Шёл по городу волшебник", "Муми Тролли", "Голубятня на жёлтой поляне", вся серия про Изумрудный город и прочее. Потом я полюбил Агату Кристи, мог читать и перечитывать её целыми днями. Потом были (и остаются по сей день) Артур Конан Дойл, Стивен Кинг, Сергей Лукьяненко, Харуки Мураками, братья Стругацкие и прочие-прочие. Кстати, удивительным образом я умудрился "проскочить" мимо многих признанных классиков детско-подростковой и приключенческой литературы: Майн Рид, Дюма, Стивенсон, Марк Твен, Фенимор Купер, Морис Дрюон и многие другие не попали в орбиту моего читательского интереса в соответствующие годы. Однако, я твёрдо намерен хотя бы попытаться рано или поздно закрыть эти лакуны, как я это совсем недавно сделал, например, с Морисом Дрюоном и его "проклятыми королями".

Со школьной программой всё было по-разному. Какие-то вещи я, конечно, читал и что-то мне даже нравилось. Самым любимым произведением школьной программы для меня и сейчас остаётся "Мастер и Маргарита" Булгакова. Помню, что не без удовольствия я читал "Преступление и наказание" Достоевского, а также пьесу Горького "На дне" (по которой потом написал феерическое сочинение с эпиграфом из песни Дельфина "Надежда"). Но в большей своей части школьная литература не могла меня увлечь также, как то, что я выбирал себе сам. А некоторые книги, типа "Педагогической поэмы" Макаренко, я до сих пор вспоминаю с ужасом. И да, я так и не осилил "Войну и мир" Толстого. Просто не смог.

Тут будет уместно сказать о том, как сильно меня бесят люди, которые кичатся своим чтением. Причём одинаково сильно меня бесят обе категории: те, кто кичится по делу, и те, кто просто выпендриваются. Первые, задрав нос, могут осудить тебя за то, что ты не знаешь в чем был замес в "Алых парусах" и вообще не читаешь Шекспира в подлиннике, как он сам. Ну да, я читал Донцову и не читал Толстого. И что теперь, это делает меня дураком? Вторые, прочитав "Алхимика" Коэльо и "Шантарам", думают, что это является достаточным объёмом для выкладывания гламурных фотографий с книгами в социальные сети. Чтение - это не доблесть и не подвиг. Чтение - это полезное и приятное времяпрепровождение, на которое у кого-то банально нет времени, а для кого-то является тоской смертной. Это вовсе не означает, что человек дурак или лентяй. Просто он выбирает для себя другие пути саморазвития (или не выбирает).

Однако нельзя отрицать, что чтение дарит людям очень много бесплатных и полезных "сайд-эффектов". Так, например, я довольно часто оказываюсь в ситуации, когда я не знаю какого-то правила в русском языке, но при этом чётко, на сто процентов уверен в том, как то или иное слово пишется. Просто я много читаю, и у меня хорошая зрительная память. Самое классное это то, что этот эффект достигается чтением чего угодно, ибо даже самые плохие и низкопробные книги, как правило, вычитываются корректором, и уж орфография с пунктуацией в них не хромают. Вторая плюшка - это само понятие начитанности, когда из тебя неожиданно лезут какие-то факты и знания о мире, которые ты уже и сам не помнишь, где вычитал. Это прекрасное ощущение, когда ты что-то знаешь, не потратив на это целенаправленных усилий. Ну и стандартные вещи, типа словарного запаса, умения строить предложения и всё остальное. Кстати, я не люблю читать книги не на русском языке. Я неплохо знаю английский, но всё равно читать в оригинале для меня это мучение. Скорость чтения резко падает, а я люблю "глотать" книги залпом.

Меня всегда раздражали "холивары" по поводу, какие книги лучше: электронные или бумажные. Это настолько индивидуальный подход, что спор просто не стоит выеденного яйца. Лично я в большинстве случаев выбираю всё-таки электронную версию по нескольким причинам. Во-первых, ридер почти ничего не весит, а я всегда ношу с собой в сумке книгу, так что ридер хотя бы плечо не оттягивает. Во-вторых, электронные книги стоят дешевле (или ничего не стоят, но об этом в следующем абзаце). В-третьих, на ридере можно самому выбрать размер кегля и шрифт. Мне эта возможность может пока и ни к чему, но вот, например, мои родители, благодаря ей, стали читать намного больше, чем раньше, когда им мешало плохое зрение. С другой стороны, есть такие книги, которые можно и нужно читать исключительно в бумажном варианте. Это может быть, например, книга с нетипичным оформлением (вертикальная направленность текста, пометки на полях, чётко встроенные в текст рисунки). Хорошим примером является, к примеру, книга Фоера "Жутко громко и запредельно близко". Второй вариант - это дорогие, коллекционные или просто хорошо оформленные издания (плотная, крепкая бумага, цветные иллюстрации, приятная на ощупь обложка) - например, серия Акунина "История Российского государства". Третий вариант, в моём случае, это книги по программированию. Примеры кода очень плохо будут смотреться на ридере, да и не так много энтузиастов, способных перенести такие книги в форматы fb2 или epub. Во всех этих случаях я покупаю себе бумажные издания и читаю их.

В случае электронных книг как никогда остро стоит вопрос: покупать книгу или найти в интернете бесплатно. С одной стороны, воровать, конечно, не хорошо. С другой стороны, с такими объёмами чтения никаких денег не хватит. Лично для себя я установил некие правила, которые примиряют меня с совестью. Новые книги я покупаю (электронные на Литресе, бумажные в сети магазинов "Читай Город"). Выходит новая книжка Кинга, Акунина, Глуховского или кого угодно другого - я покупаю. Старые книги, копии которых расползлись по всей сети - качаю бесплатно. Конечно, вы можете меня морально осудить, но в такой схеме лично моя совесть не видит ничего запредельно плохого.

Перечитываю ли я книги? В детстве я мог зачитать одну книгу просто до дыр. В какой-то момент мне казалось, что я знаю "Десять негритят" Агаты Кристи наизусть. Но чем старше я становлюсь, тем больше мне хочется открывать для себя новой литературы. При этом я, конечно, иногда возвращаюсь к любимым авторам и книгам, совершая ради этого даже специальные марафоны, но всё же доля новых книг сейчас у меня составляет больше половины всего объёма, однозначно.

Самый частый вопрос, который я слышу про свою любовь к чтению, это "Когда ты успеваешь?". Не хочу хвастаться, но при том, что я изучаю два иностранных языка, активно веду ЖЖ-блог, три раза в неделю занимаюсь спортом, много играю в футбол на приставке и еженедельно трачу один-два вечера на сценарий кинопередачи, я действительно умудряюсь достаточно много читать. Самое полезное в этом смысле время - это транспорт. По утрам на работу меня возит Настя, и в этом время я читаю. Автобусы, поезда, такси - всё это время для чтения. Самолёты - это вообще прекрасно. Там сначала в зале ожидания сидишь читаешь, а потом непосредственно в самолёте 3-5 часов сплошного чтения. Жаль, что летаю не так уж и часто. Вторая возможность - это любое ожидание где-либо чего-либо. Я читаю в больницах у кабинета, в больших очередях в супермаркетах, на автомойке и в автосервисе, в банке, в налоговой и когда ем. Конечно, я почти всегда час читаю перед сном. Чего уж скрывать, иногда и на работе выкраиваю часок (не часто). Ну и, наконец, просто посидеть вечером или в выходной на диване с книгой тоже случается, хоть и нечасто. Из всего этого, кстати, вытекает тот факт, что я очень скептически отношусь к возражениям из разряда "а как же погружение в вымышленный мир, разве можно, стоя в очереди, полностью впитать в себя атмосферу прочитанного?". Не знаю, что и сказать. У меня получается.

Одним словом, чтение - это большая часть моей жизни. Ура.


Posts from This Journal by “Из жизни” Tag

  • R.I.P. Честер Беннингтон

    Вы знаете, при всей своей открытости и эмоциональности, я достаточно материалистично, прагматично и где-то даже цинично отношусь к жизни и смерти…

  • 30

    Сегодня у меня День Рождения! В то время как некоторые специально не публикуют дату своего рождения в социальные сети, чтобы типа посмотреть,…

  • Друзья!

    Я тут немного выпал из ЖЖ-активности и, как пел Игорь Николаев, у меня на это некоторое количество причин :) Номер раз: Было много работы. Номер…

Comments

( 32 комментариев — Комментировать )
ks_wintersports
May. 13th, 2016 07:39 am (UTC)
Как книгочей книгочею - отличный пост!

О, ты читал "Голубятню"!
kosolapov
May. 13th, 2016 08:20 am (UTC)
Я не просто её читал, это одна из моих любимых с детства книг. Недавно приобрёл через инет переиздание с отреставрированными классическими иллюстрациями.
ks_wintersports
May. 13th, 2016 09:23 am (UTC)
А прочее крапивинское у тебя не пошло? я большой его фанат, вон даже тег "Крапивинское" пришлось создать. Собрала приличную библиотеку его книг (уже в универское и пост-универское время), еще некоторую часть просто в сети прочитала. "Голубятня", по-моему, от издательского дома Мещерякова, т.е. новый вариант, не отреставрированный.
Это к вопросу об электронных и бумажных носителях. :)
kosolapov
May. 13th, 2016 09:27 am (UTC)
Ну я читал кое-что у него ещё, мне понравилось. "Гуси-гуси" классная. Идея прям блеск.

>> "Голубятня", по-моему, от издательского дома Мещерякова, т.е. новый вариант, не отреставрированный.

Именно от него, там, если я не ошибаюсь, иллюстрации переработаны из старой версии издания.
ks_wintersports
May. 13th, 2016 09:48 am (UTC)
Да, мне тоже "Гуси" очень нравятся. Причем в детстве я совсем по-другому их восприняла.
Про иллюстрации не знала. :) Точнее, не обратила внимания.
kosolapov
May. 13th, 2016 08:23 am (UTC)
Хотелось бы, конечно, от тебя, как от книгочея, услышать мнение по затронутым темам: читала ли школьную программу, как относишься к "понтушкам", какие плюшки получаешь от чтения, бумага или ридер, качать или покупать, и когда успеваешь читать :))
ks_wintersports
May. 13th, 2016 09:47 am (UTC)
:)
Школьную программу читала, по-моему, всего пару раз было такое, что я не прочла книжку к уроку и плавала. Неприятное ощущение. :) При этом литературу я как предмет почти не воспринимала: я же люблю книжки читать, какая же это школьная наука? немаловажно, что с учителями везло, поэтому и воспоминания о предмете самые теплые, и русскую классику считаю основой основ. Она такая... своя, родная, больше ни с какой мировой литературой у меня такого созвучия нет.

Что до понтушек, то без чтения я себя не мыслю и мне сложно понять того, кому это совсем неинтересно (хотя к близким друзьям это не относится)... литературу про себя я на разные сорта делю, да. И про то, что порой почитываю "низкосортное", не распространяюсь. :) Короче, некоторого читательского снобизма не лишена, прямо скажем.

Плюшек много. Полезности типа кругозора и "врожденной" грамотности, ну и вообще меня восхищает мастерское владение словом, умение создавать образы и миры (и я вовсе не о фэнтези и фантастике). Прочитанное - в том числе и материал для того, чтобы самой развиваться в этой области (я мелкий графоман). Некоторые книги и авторы для меня - нечто большее чем, книги и авторы; как умные собеседники и ориентиры по жизни. Поэтому всю пользу в комменте охватить невозможно)

Для своей библиотеки, которую собираю с институтских времен, покупаю, конечно же, бумажные книги (я вообще консерватор). Тут мне еще подарили экслибрис, так что пропечатала все имеющиеся книги и теперь чахну над ними, как скупой рыцарь. А так, конечно, в сети приходится читать (ридера нет и пока не планирую), по возможности бесплатно, но коли все наглухо спрятано по требованию правообладателей, то раскошеливаюсь. Если сетевая книга очень нравится, то покупаю бумажный вариант, потому что перечитываю все по десять раз: читаю запоем и наскоком и много чего пропускаю из-за невнимательности и увлеченности, ну и в принципе люблю возвращаться. Читать успеваю в метро (даже талмуд "Властелина колец" таскала с собой от большого энтузиазма), на работе в сети, дома, когда ем в том числе (если в комп не тупить, но комп мешает, надо сказать, залипаешь на ерунде всякой).
О какая простыня вышла. Спасибо за интерес. :)

А по какому принципу ты книги выбираешь себе "на почитать"?
kosolapov
May. 13th, 2016 12:25 pm (UTC)
Re: :)
Кайфовая "простыня" :)) Про сорта разве что хотелось бы развить тему. На сорта я, может быть, конечно, тоже делю. Но, на мой взгляд, польза от чтения низкосортных книг тоже есть. То есть между вариантами "человек вообще ничего не читает" и "человек читает Донцову, "Месть резанного" и женские бульварные книги" я выберу второй вариант. Пусть хоть что-то, ну может нравится ему, в конце концов :)) Хоть слова действительно правильно писать будет и то в путь.

>> А по какому принципу ты книги выбираешь себе "на почитать"?

Разными путями книги ко мне приходят. Ну, во-первых, есть авторы, новые книги которых я обязательно буду читать. Их немного, но они есть: Кинг, Акунин, Мураками, Глуховский, Гиллиан Флинн, возможно.
Во-вторых, отзывы помноженные на интерес к теме: например "Девушка в поезде" - люблю триллеры, плюс многие хвалили.
В-третьих, даже без отзывов, может просто заинтересовать тематика. В последнее время, например, это средневековая история Англии и Франции, плюс триллеры.
В-четвёртых, классические вещи, до которых хочется, чтобы "дошли руки". Сейчас вот, например, активно смотрю в сторону "Автостопом по галактике", плюс Рэй Брэдбери, плюс, к примеру, что-нибудь из американской классики: Джойс, Капоте, Фицжеральд, Хэммингуэй.
В-пятые, кассовые новинки и новые имена.
В-шестых, советы родителей и брата с сестрой (у меня вся семья читающая).

Да много всего)
ks_wintersports
May. 13th, 2016 07:30 pm (UTC)
Re: :)
Слова правильно писать будет - это да, но) не хочу выглядеть старой бабкой, которая бурчит "а вот сейчас такие люди пошли", но действительно даже в хороших издательствах нынче очепятки и ашипки прямо пропускают-пропускают, а если и издательство какое-то левое, и книжка, смысл которой заключается только в розовых соплях, то это капец. Случалось сталкиваться с такими напечатанными повестями-романами, что комменты в ЖЖ куда грамотнее.

Но согласна, что лучше читать хоть что-то, чем вообще ничего.
У меня, к слову, двоюродный брат в школьные годы был страшно безграмотный, я на правах старшей и гуманитарно прокачанной даже летом с ним заниматься русским языком пробовала (безуспешно, как можно по формулировке понять). Потом он поступил в универ, стал читать техническую литературу (сугубо по необходимости), и так у него грамотность повысилась, просто на глазах! тоже, конечно, может порой ошибиться в каком-то слове или в запятулечке, но что было - и что стало? небо и земля!

А что про сорта? вот ты по какому принципу на сорта делишь? у меня сложная классификация, я ее мимоходом обдумывала, но до конца еще не сформулировала.
Кто для тебя образец стиля, скажем так? для краткости.

Про пути "прихода" книг понимаю, у меня похоже. Случается, что прямо на одной теме заклинит, вот и читаешь все подряд, пока не отпустит. :)
pol_ned
May. 13th, 2016 11:04 am (UTC)
как радует, когда люди читают книги! что-то все меньше таких встречаю, увы.
kosolapov
May. 13th, 2016 11:50 am (UTC)
Да не так уж нас и мало.. При этом я считаю, что важно даже не что именно читать, сколько сам факт чтения.. Ну не лезет в кого-то классика, например.. Окей, читай детективы.. Нравится Донцова? Пойдет.. Аналитические статьи в интернете? Тоже сойдет.. Лучше читать хоть чтот-то, чем вообще ничего :)
pol_ned
May. 13th, 2016 12:14 pm (UTC)
в общем мне нравится твой подход и согласен, что не слишком умное чтение все же лучше отсутствия чтения в принципе:)
pol_ned
May. 13th, 2016 12:15 pm (UTC)
кстати, само собой, я не считаю, что читать нужно только классику или интеллектуальное чтиво. В каком-то смысле чтение - как пища: иногда хочется грубый фаст-фуд, иногда - изысканный деликатес.
kosolapov
May. 13th, 2016 12:32 pm (UTC)
Ну да.. А кому-то этих деликатесов вообще не надо :))
pol_ned
May. 13th, 2016 12:46 pm (UTC)
так и есть:), но это меня никогда не раздражало в отличии от умников, которые прочитали за всю жизнь с десяток книг, но непременно "модных", что б быть в тренде и фоточки выложить)). У меня есть одна знакомая, которая "однажды увлеклась Коэльо", носила книжки с собой, но ограничивалась чтением вступительных статей, подчеркивала там выражения всякие глубокомысленные, а сами книги уже и не читала))
kosolapov
May. 13th, 2016 12:48 pm (UTC)
Тяжелый случай :)
pol_ned
May. 13th, 2016 01:09 pm (UTC)
ну она искренне считает, что в книгах важна "основная мысль" и нет нужды читать полностью роман, если в одном абзаце тебе объяснили о чем там. Странный подход, в общем.
kosolapov
May. 13th, 2016 01:11 pm (UTC)
Я, к слову, Войну и Мир так и не осилил, но знать-то содержание на уроке надо было, так я тоже краткое прочитал. Другое дело, что там это краткое было длиннее, чем большинство других книг )))
pol_ned
May. 13th, 2016 01:21 pm (UTC)
но при этом ты ведь не утверждаешь, что увлечен Толстым и "Война и мир" твоя настольная книга?:). вот в этом разница, а в ней бездны)).
а я с большим интересом прочитал в школе "Войну и мир", а сейчас после новой экранизации подумываю перечитать.
kosolapov
May. 13th, 2016 01:23 pm (UTC)
Кого там :) До последнего времени я скорее был склонен говорить, что это ужас, а не книга :))
Но вот в последнее время всё чаще и чаще задумываюсь о том, что надо бы (и главное есть такое желание) прочесть)
pol_ned
May. 13th, 2016 01:35 pm (UTC)
а в чем ужас? объем или длинноты?:)
мнет кажется многие сейчас впервые прочитают роман, именно после английского сериала, который, конечно, лайт-версия романа и не совсем Толстой, но чисто на сюжетном уровне "Война и мир", как ни крути. И поскольку сериал оказался замечательным и вон уже в той же Англии Толстой неожиданно вошел в топ-50 бестстеллеров, мне кажется и у нас часть зрителей поверила, что не так это все страшно и в романе любовь-страсти и прочее кипят, а не только старик Толстой занудничает и проповедует. Может, тебе ради интереса глянуть его и там найдутся крючки, которые тебя зацепят и вселенная романа уже не будет для тебя таким хаосом, там будут некие маячки, которые помогут его "переварить"?:). Я когда читал, поразился тому, что это ж практически "Унесенные ветром", только в России. Боялся занудства, а книга прям как затянула, так и не отпускала больше. А еще - и это важно - там было все совсем не так, как нам в школе вдалбливать пытались))

p.s . кстати, "На дне" Горького мне нравится до сих пор.
kosolapov
May. 13th, 2016 01:38 pm (UTC)
Объём, да.. Сложно отделаться от ощущения, что можно было оформить все мысли и темы в более коротком произведении. Сейчас я уже на этой позиции не настаиваю :) И занудство, да.. Опасаюсь, знаете ли)) Первые страницы с огроменными сносками перевода с французского тоже оптимизма не добавляли.. :))
pol_ned
May. 13th, 2016 01:50 pm (UTC)
ну ты представь сколько книг ты прочитал - в сравнении с этим объем "Войны и мира" окажется крохотным.

занудства там особо не замечено (в отличии от "Анны Карениной" или "Воскресения", например), а вот французский - да. Но так много его разве что в начале, там же со светского салона все начинается, если не ошибаюсь? Вот они и отрываются)). Как в "Евгении Онегине" "по-русски плохо понимала...". Живя в России, многие из них предпочитали изъясняться "на красивом французском".
kapitan_greg
May. 13th, 2016 01:15 pm (UTC)
Ты - молодец, много всего успеваешь. Но я так понимаю, ты всегда чем-то да занят, т.е. времени для битья баклуш и плевков в потолок у тебя нет? Я так не могу... и, наверное, никогда не смогу. )
kosolapov
May. 13th, 2016 01:17 pm (UTC)
Ну, не то чтобы совсем нет, но маловато. Я сам иногда чувствуют, что надо от чего-то отказываться, но вместо этого договариваюсь с друзьями о еженедельных играх в баскетбол во дворе :)))
kapitan_greg
May. 13th, 2016 03:56 pm (UTC)
Так ты ещё и баскетболист... ))
Баскетбол - это круто, я в школьные годы хотел записаться в секцию, но, увы, не сложилось.

А вот тебе такой вопрос: сколько примерно времени ты спишь? )
kosolapov
May. 13th, 2016 04:40 pm (UTC)
Ну как баскетболист.. Просто немного умею и люблю.. В сборной школы на лавке сидел чаще всего.. В универе играл, потом сложнее стало время находить, а тут недавно прямо во дворе площадку сделали..

Сплю в будние дни 6-7 часов, в выхи где-то 10.. Спать все время хочу, да :)))
visvang
May. 14th, 2016 06:36 am (UTC)
Я тоже читала в любой момент "простоя" -- в очереди, в транспорте и т.д., вообще не могу просто сидеть/стоять и ждать. Вот уже два года в декрете и очень мне этого (и чтения вообще) не хватает.
mrs_stolova
May. 14th, 2016 09:45 am (UTC)
полностью согласна с тобой по всем пунктам)) читала буквально как в зеркало смотрела)
плюс когда я родила, то стала читать ещё больше. как ни пародоксально - ведь времени на всё про всё стало ещё меньше чем раньше) но прибавились и книги по психологии, воспитанию и детские книги (тут я просто отрываюсь покупая всякие великолепные издания с хорошими иллюстрациями).
последние полгода я читаю очень много, даже по моим меркам много. всерьёз задумалась о покупке удобного кресла специально для чтения.

в школе я читала всё, как книжный червь. войну и мир кстати осилила. в универе у нас каждый семестр был просто чудовищный список литературы - но я филонила, особенно по части русской классики. как-то я не фанатка толстого, достоевского. хотя просто открытием стал гоголь - весьма неожиданно для меня.
книги стараюсь покупать, хотя некоторые качаю. те, которые из разряда классики и народного достояния, или которые вообще нигде нельзя купить.
научилась немного зарабатывать на чтении - мне теперь на рецензии высылает свои новинки Эксмо, а ещё партнёрская программа на лабиринте помогает каждый месяц покупать книженек.
Последнее время поставила себе задачу читать только писательниц, а потом добавила новое условие - составить список стран и почитать по нему. Потому что в целом я читала в основном либо наших писательниц, либо из США и Англии. Было бы интересно приобщиться к остальному миру
lazy_rabbit
May. 15th, 2016 11:12 am (UTC)

к посту добавить как-то нечего, исчерпывающий, просто хочется сказать, что пост классный :)

kosolapov
May. 15th, 2016 11:39 am (UTC)
Это я все тешу надежду, что буду хоть раз в неделю что-то дыбровое писать :)
sumatumania
May. 15th, 2016 12:37 pm (UTC)
Отличный пост, воодушевляющий такой)

( 32 комментариев — Комментировать )

Календарь

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Таги