?

Log in

No account? Create an account

Прошлая запись | Следующая запись

Сегодня мы вспомним об одном из самых успешных советстких режиссёров, о человеке, которого любили и уважали не только у нас, но и за рубежом, о мастере, который не побоялся перенести бессмертные творения Александра Пушкина, Льва Толстого и Михаила Шолохова на большой экран. Конечно же, это Сергей Бондарчук.

Сергей Бондарчук родился в 1920 году в маленьком украинском селе Белозёрка в обыкновенной крестьянской семье. Вскоре семья Бондарчуков переехала в Таганрог, где юный Сергей увлёкся кино и театром. После окончания школы он решил рискнуть и отправился в Москву, чтобы поступить в театральное училище, однако на экзаменах его ждал провал. Бондарчуку пришлось ограничиться менее престижным Ростовским училищем, правда окончить его Сергею так и не пришлось – помешала война. В 1946 году после 4 лет военной службы, Бондарчук решил попытать счастья на актёрском поприще и поступил в Московский ВГИК, после чего его карьера резко пошла в гору.

Уже через 4 года тридцатилетний Сергей получил звание заслуженного артиста РСФСР. А ещё спустя 2 года ему была присуждена Сталинская премия и по личному распоряжению вождя присвоено звание народного артиста СССР. Он был самым молодым среди народных артистов. Как режиссёр Бондарчук состоялся лишь в 59 году, когда ему удалось блистательно дебютировать со своей экранизацией рассказа Михаила Шолохова “Судьба человека”. Эта картина заработала невероятный успех, как в СССР, так и за его пределами. К примеру, сам Папа Римский, очарованный талантом молодого режиссёра, предложил ему келью в Ватикане, куда бы тот мог приехать в любое время для уединения и сосредоточения.

“Я прочитал "Судьбу человека" — и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше чем "творческим планом". Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни”

Через 2 года после выхода “Судьбы человека” Бондарчуку было предложено поставить, пожалуй, самое масштабное произведение в истории отечественной литературы - “Войну и мир” Толстого. Сергей отдал этому проекту восемь лет жизни. Сначала долгое время он разрабатывал сценарий в сотрудничестве с драматургом Василием Соловьём. Затем начались многолетние съёмки, которые сопровождались многочисленными проблемами и даже несчастьями. Обладая строгим и властным характером, Бондарчук никак не мог найти понимания со своими помощниками: сначала от него ушёл второй режиссёр, затем некоторые актёры и операторы. Сергею пришлось проводить бесконечные кинопробы, чтобы отыскать исполнителей главных ролей. В результате Савельеву на роль Наташи Ростовой он нашёл практически случайно, а Пьера Безухова так и вовсе сыграл сам. Однажды, на съёмках у Бондарчука даже на несколько минут остановилось сердце и он едва не умер, однако, к счастью этого не произошло. Всё это было не зря – вышедший в 67 году фильм произвёл фурор в мировом киносообществе и завоевал огромное количество престижных наград.

“Кинематограф не пирожное, а хлеб, необходимый людям. Если это хлеб, то художник в кино должен служить добру и людям. Если же он стремится только к самовыражению – должен это делать на собственные деньги.”

В период горбачевской перестройки Бондарчук, как секретарь правления Союза кинематографистов СССР и представитель официального советского кино, оказался в опале. На пятом съезде Союза кинематографистов он был смещен с председательского поста и остался не у дел. Однако, спустя несколько лет Бондарчуку всё же представился случай продолжить свою карьеру режиссёра: в 90-м году итальянский продюсер Энцо Рисполи согласился финансировать постановку “Тихого Дона”, с условием, что сам Бондарчук откажется от всяческих прав на эту картину. Сергей согласился и уже через 3 года отснял 10 серий, сделал черновой монтаж и передал картину своим итальянским партнёрам, которые ввиду денежных затруднений долгое время оттягивали момент выхода картины на экраны. Премьеры Бондарчук так и не дождался – он умер от инфаркта в 1994 году. Лишь спустя 12 лет последняя работа великого режиссёра встретилась со своими зрителями, благодаря усилиям сына Сергея – Фёдора Бондарчука, который выкупил материалы у итальянцев и сам завершил монтаж.

Сергей Бондарчук – один из немногих отечественных режиссёров, кому удалось завоевать премию Оскар в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”. Это произошло в 1969 году с картиной “Война и мир”. Также фильмы Бондарчука дважды были номинированы на Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля: в 75 году этой чести удостоился фильм “Они сражались за Родину”, а в 86 году – “Борис Годунов”. Также Бондарчук является обладателем многочисленных государственных премий и орденов

“Это тяжкое и ненужное занятие — кино. Никакой фильм не может перевернуть сознание людей. Это искусство богатых, поэтому оно и процветает в Америке, а мы пытаемся догнать, но ничего у нас не получается.”

<<Список всех выпусков рубрики>>


Featured Posts from This Journal

  • Режиссёры: Джон Карпентер

    Сегодня в рубрике отец жанра слэшер, автор ряда общепризнанных шедевров в жанре фильмов ужасов, человек, оказавший значительное влияние на развитие…

  • Режиссёры: Гас Ван Сент

    Сегодня мы поговорим о современном американском режиссёре, в чьём творчестве можно найти как эстетику авторского стиля, так и широкий голливудский…

  • Режиссёры: Франсуа Трюффо

    Сегодня мы вспомним о режиссёре, чьи фильмы положили начало так называемой “новой французской волне”, о человеке, который искренне…

Календарь

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Таги