?

Log in

No account? Create an account

Прошлая запись | Следующая запись

Сегодня мы поговорим об одном из самых прославленных советских режиссёров, чьи фильмы послужили вдохновением для многих поколений кинематографистов, как в России, так и за пределами нашей родины, о великом теоретике кино, деятеле искусств и докторе искусствоведения Сергее Эйзенштейне.

Сергей Михайлович Эйзенштейн родился в 1898 году в семье рижского гражданского инженера и архитектора Михаила Эйзенштейна и дочери купца Юлии. Сергей получил традиционное буржуазное воспитание: он прекрасно рисовал, много читал, увлекался театром и изучал три иностранных языка. Однако, детство его нельзя назвать безоблачным, отец с матерью часто ссорились и когда Сергею было 14 лет, они окончательно разошлись. В 17 лет Эйзенштейн окончил Рижское Реальное Училище, затем поступил в Петроградский институт гражданских инженеров, однако, не завершив обучения, отправился добровольцем в Красную Армию, где, наконец, обрёл своё призвание, став театральным художником.

В начале 20-х годов Эйзенштейн стремительно стал одним из ведущих театральных теоретиков, однако, сценический мир был, без сомнения, тесен для него. Ему не хватало свободы, и вполне логично, что Эйзенштейн обрёл её в кинематографе. В 24 году Сергей выпустил свой первый киношедевр – фильм “Стачка”. В нём он применил сразу несколько новаторских приёмов, которые были отмечены в кинематографическом обществе. А ещё через год Эйзенштейн и вовсе поразил всех до глубины души, сняв своего “Броненосца Потёмкина”. Бунт моряков на «Потёмкине», переросший в социальный конфликт, оказался, благодаря фильму Эйзенштейна, заряженным внутренней энергией такой силы, что производил подлинно бунтарский эффект, и в ряде западных стран был запрещён для демонстрации. Благодаря Эйзенштейну и советской школе монтажно-образного кинематографа 1920-х годов, кино стало действительно искусством, воздействующим на миллионы людей в разных странах.

“По моему мнению, художник должен выбрать между театром и кино, "заниматься" и тем и другим одновременно невозможно, если хочешь создать что-нибудь настоящее.”

Сергей Эйзенштейн слыл новатором от кинематографа. Его стезёй были поиски современного киноязыка – открытие новых возможностей монтажа, ритма, крупного плана, ракурса. Эйзенштейн добился синтеза действия и изображения, слова и музыки. Для его стиля характерны метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности. Особое место в теоретическом наследии Эйзенштейна занимают труды, посвященные проблемам метода искусства, природы патетического и комического, психологии художественного воздействия и восприятия. Эйзенштейн был действительно великим теоретиком, чьи труды поставили кинематограф на новые рельсы.

“Искусство дает возможность человеку через сопереживание фиктивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения.”

Сергей Эйзенштейн был прославленным деятелем кинематографа не только в СССР, но и за рубежом. В 28 году режиссёра и его съёмочную группу отправили в официальную заграничную поездку с целью дать возможность узнать побольше о звуковом кино, а также представить западу известных советских артистов. Следующие два года режиссёр много путешествовал, выступал по немецкому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне, Кембриджском Университете, Антверпене, Амстердаме и Брюсселе. В 30 году он даже чуть было не договорился с компанией “Paramount Pictures” об экранизации романа Теодора Драйзера “Американская трагедия”, однако спустя месяц студия отказалась от его сценария.

“Заграница - это как бы университет и зачет на выбор классовой позиции человека. Видел все там - от миллионера до нищего. Воочию - буржуазный строй. Заграница может работать двояко.”

Последнее десятилетие своей жизни Эйзенштейн потратил на свой грандиозный проект под названием “Иван Грозный”. По замыслу режиссёра, это должна была быть трилогия, однако жизнь всё расставила по своим местам. Первая серия была снята и выпущена на экраны в 1944 году. Этот фильм пользовался большим успехом, как у зрителей, так и у советской власти. Эйзенштейн и вся съёмочная группа даже получила Сталинскую премию. Однако, со второй частью проекта всё получилось не столь благополучно. Идея трагической расплаты правителя за преступления, совершённые в ходе борьбы за власть, подверглась уничтожающей критике партии. Эйзенштейну в категорической форме было приказано переработать фильм. Режиссёр тяжело переживал судьбу своего детища, болезнь сердца резко обострилась, и он скоропостижно скончался, едва перешагнув через свой пятидесятилетний рубеж. Третья же часть этой киноэпопеи осталась только в сценарии, в подготовительных рисунках и рабочих записях режиссёра.

“Я глубоко принципиально стою за коллективизм в работе. Только бездарный коллектив может существовать на затирании одной творческой индивидуальности другою. Однако и в этом вопросе существует борьба на два фронта. И есть и бывают случаи, когда "железная пята" режиссера не только законна, но и необходима.”

<<Список всех выпусков рубрики>>


Featured Posts from This Journal

  • Режиссёры: Акира Куросава

    Сегодня мы вспомним об одном из самых значимых и заслуженных японских режиссёров, о человеке, который подарил миру множество кинематографических…

  • Режиссёры: Кевин Смит

    Сегодня мы поговорим об одной из самых ярких и популярных фигур современного развлекательного кинематографа, о режиссёре, чей творческий стиль не…

  • Режиссёры: Эдвард Вуд

    Сегодня мы поговорим о человеке, который настолько сильно любил кино, что продолжал снимать его, несмотря на звание “самого худшего…

Comments

( 2 комментариев — Комментировать )
Yanina Yanovskaya
Aug. 7th, 2016 11:43 am (UTC)
Напишите что-нибудь о фильме П.Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато». Скачала, не решаюсь приступить к просмотру, боюсь разочароваться.
kosolapov
Aug. 7th, 2016 01:13 pm (UTC)
Не смотрел, к сожалению :)
( 2 комментариев — Комментировать )

Календарь

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Таги