?

Log in

No account? Create an account

Прошлая запись | Следующая запись

Роман Фёдора Михайловича Достоевского “Идиот” является одним из наиболее значительных произведений не только в творчестве самого классика, но и в целом, если говорить о всей отечественной литературе. Однако его сюжет, стиль повествования и литературные особенности довольно сложно поддаются процессу экранизации. Недаром первая по-настоящему успешная попытка перенести персонажей романа на отечественные экраны была предпринята только в 2003 году. А вот японский режиссёр Акира Куросава смог сделать экранизацию “Идиота” ещё за полвека до нашего Владимира Бортко.

Роман “Идиот” был написан Фёдором Михайловичем Достоевским в 1868 году. Его первая публикация состоялась в журнале “Русский вестник”, при этом сам писатель в процессе написания книги жил за границей, преимущественно в Швейцарии и Италии, где скрывался от кредиторов, желающих выбить из него долги его покойного брата. В этой книге Достоевский реализовал свою давнюю творческую идею – создать образ человека с идеальными душевными качествами, которому нелегко было бы жить в условиях современного мира. Таким человеком, безусловно, стал главный герой романа: мечущийся и мечтательный князь Мышкин.

Первая экранизация “Идиота” была осуществлена в России в 1910 году. Это был немой фильм, состоящий из нескольких ключевых сцен романа. В 46-м эту книгу поставили французы, но об этом фильме сейчас мало что известно. А вот к началу 50-х до экранизации Достоевского созрел великий японский режиссёр Акира Куросава, который не раз называл отечественного классика своим любимым писателем. Акире, безусловно, так или иначе пришлось бы несколько интерпретировать происходящие в романе события и дать героям японские имена, однако он пошёл ещё дальше и перенёс действие в другую эпоху, переписал практически все диалоги, вставил много новых сцен, которых не было в книге и сместил главный акцент в образе японского князя Мышкина с идеальных душевных качеств, на его тотальное и доводящее окружающих до белого каления непостоянство.

Спустя 7 лет после Куросавы экранизировать “Идиота” попробовал советский режиссёр Иван Пырьев, однако он не преуспел. После съёмок первой серии, от роли князя Мышкина ввиду тяжёлого душевного состояния отказался Юрий Яковлев, что поставило крест на всех планах режиссёра. Следующую попытку поставить фильм по роману Достоевского, если не считать ёрнической комедии “Даун Хаус” Ивана Качанова, предпринял Владимир Бортко. В 2003 году в эфир телеканала Россия вышла первая из десяти серий телевизионной картины “Идиот”, которая немедленно стала одним из главных хитов года. Бортко в отличие от Акиры Куросавы перенёс события и диалоги из романа на экран чуть ли не дословно, сделав, таким образом, очень и очень близкую к тексту книги экранизацию.

Процесс адаптации ленты “Идиот” дался японскому классику Акире Куросаве очень тяжело. Его друзья впоследствии вспоминали, что режиссёр как-то раз даже заявил, что так устал от этого фильма, что просто не мог продолжать снимать его. Однако картину необходимо было закончить – продюсеры и компания-дистрибьютор требовали результат, который в итоге оказался для них слишком длинным и чрезвычайно дорогим. По требованию студийных чиновников авторский хронометраж ленты пришлось сократить на целых 100 минут, что, безусловно, сильно повлияло на восприятие всей картины целиком.

У Бортко, очевидно, подобных проблем с заказчиками не возникало. Будучи опытным и уверенным в себе режиссёром, он волен был реализовывать любые свои творческие задумки, к тому же в его распоряжении было около 10 часов на воспроизведение всех ключевых сцен романа. Безусловной удачей Бортко стал выбор Евгения Миронова на главную роль, которому эта работа принесла международную славу и звание Народного артиста РФ. При этом актёр активно помогал режиссёру и в самой постановке сцен: необходимо было стилизовать длинные монологи, написанные сложным языком, безболезненно сократить их с тридцати страниц до нескольких минут, выучить и сыграть так, чтобы внимательный зритель ничего не заметил – всё это, безусловно, во многом заслуга самого Евгения Миронова.

Картина “Идиот” Акиры Куросавы” после своего выхода на широкие экраны в Японии подверглась беспощадной критике со стороны местных СМИ и экспертов. Главным образом отмечались неудачные решения в организации материала: фильм обвиняли в отсутствии целостности, рваном ритме, излишней театральности и беспорядочности. Куросава отбивался от этих негативных отзывов, отмечая, что композиционный хаос картины обусловлен самой атмосферой романа, и что сам он полностью доволен своей работой.

Владимиру Бортко в этом плане повезло гораздо больше. Его версия “Идиота” была положительно принята большинством критиков и простых зрителей у телеэкранов. Сериал получил много престижных отечественных премий, включая семь статуэток ТЭФИ, и демонстрировался во многих европейских странах.

А какой из этих фильмов больше нравится вам?

P.S. В следующем выпуске мы поговорим о том, что роднит писателей Вашингтона Ирвинга и Майна Рида, а также, как Кристофер Уокен и несколько советских детей "лишились" головы

<<Все выпуски рубрики>>


Featured Posts from This Journal

Comments

( 11 комментариев — Комментировать )
jacob_burns
Sep. 19th, 2016 05:33 am (UTC)
Ну я-то считаю, что пырьевский "Идиот" вне конкуренции и никто никогда с ним не сравняется. Невозможно переплюнуть их игру Яковлева и Борисовой, их горящие глаза.
kosolapov
Sep. 19th, 2016 05:34 am (UTC)
Я как-то начинал смотреть Пырьева версию, и она мне категорически не понравилась. Особенно Яковлев. Он-то как раз играл клинического идиота, чуть ли не полоумного. А персонаж-то в разы тоньше.
jacob_burns
Sep. 19th, 2016 06:11 am (UTC)
Пырьев снял то, что написал Достоевский. Про Бортко я того же не могу сказать. А Яковлев играл, конечно же, не клинического идиота, он играл святого. Не секрет же, что князь Мышкин - образ Христа в современном мире (современном Достоевскому, конечно же). И именно подача Яковлева проявила себя на сто процентов в кульминации. Я читал книгу до просмотра фильма (и не один раз - эта одна из моих любимых книг у Достоевского и вообще, и силы роман и образ Мышкина нереальной, так сейчас не пишут, не умеют. Да и у самого Достоевского в больше нигде так мощно и чисто не получилось) и Яковлев в этот образ невероятной силы стопроцентно попал.

Миронов же играет как раз человека себе на уме, чья кажущаяся простота - маска. Это вполне себе трактовка, но явно не тот образ, что создавал писатель.

Ну а сравнивать Вележеву и Борисову вообще пустое занятие. Ганечка тоже лучше в Пырьевской версии, убедительнее как-то лично для меня. Остальное у Бортко возможно даже и лучше получилось, все же пырьевский фильм очень старый. Но именно троица Яковлев-Борисова-Подгорный делают фильм 1958 года уникальным.
kosolapov
Sep. 19th, 2016 06:16 am (UTC)
Я тоже читал роман, и считаю, что Миронов - идеальная реализация образа Достоевского)))) И поскольку в этой области объективных фактов мы друг другу не предоставим, предлагаю просто виртуально пожать руки и признать мнения друг друга правомочными :))
Ганечка, кстати, у Бортко так себе, а у Пырьева в упор не помню. Зато в у Бортко Машков - вот прям ого-го :)

А вот Куросаву посмотреть было бы интересно, но не буду)
jacob_burns
Sep. 19th, 2016 07:15 am (UTC)
Да я холивар и не собирался устраивать :) Про Машкова спорить не буду - прекрасен, да и другие второстепенные персонажи у Бортко на высоте - Чурикова, Петренко, да и все. Но контекст...
kirill2490
Sep. 20th, 2016 05:00 pm (UTC)
Побуквоедствую...
Машков у Бортко сыграл Парфёна Рогожина. А Ганю сыграл Лазарев-младший.
kosolapov
Sep. 20th, 2016 05:04 pm (UTC)
Re: Побуквоедствую...
Я в курсе.. Потому и написал что Ганя так себе, а Машков огого) повнимательнее)
i_ty_toje
Sep. 19th, 2016 03:46 pm (UTC)
Не читал и не видел.
Идиотъ!
kosolapov
Sep. 20th, 2016 05:05 pm (UTC)
Позоръ!! :)
lazy_rabbit
Sep. 22nd, 2016 03:21 pm (UTC)
плюсую!
kirill2490
Sep. 20th, 2016 04:57 pm (UTC)
Ну естественно, я про японскую версию вообще ничего не знал и сейчас впервые про неё слышу. )))
( 11 комментариев — Комментировать )

Календарь

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Таги