?

Log in

No account? Create an account

Прошлая запись | Следующая запись

Главным героем нашего сегодняшнего выпуска станет Гамлет, принц Датский, творение пера великого Уильяма Шекспира. Разумеется, список экранизаций этого произведения насчитывает десятки фильмов, однако сегодня мы столкнём лицом к лицу лишь двоих исполнителей этой бессмертной роли. Против советского Гамлета в исполнении Иннокентия Смоктуновского выступит британский Гамлет, сыгранный театральным актёром и режиссёром Кеннетом Браной.

На русский язык трагедия Шекспира впервые была переведена в начале XVIII века, а с его середины постановки Гамлета стали появляться в российских театрах. Спустя два века, в 1954 году, советский режиссёр Григорий Михайлович Козинцев поставил Гамлета в Академическом театре драмы имени Пушкина. Это была его третья работа с текстом Шекспира, до этого он уже делал Короля Лир и Отелло. Накопив достаточный опыт, Козинцев приступил к самой известной и к самой сложной драме британского драматурга, параллельно с этим занявшись написанием книги под названием “Наш современник Вильям Шекспир”, большая часть которой была посвящена как раз образу принца Датского. Спустя восемь лет после успешной театральной премьеры, Григорий Козинцев решил, что готов сделать и художественный фильм, после чего приступил к кропотливому поиску актёров и репетициям.

История создания британской экранизации Гамлета 96 года также неразрывно связана с именем известного театрального постановщика. Кеннет Брана прославился в британских кинематографических и театральных кругах, как раз благодаря постановкам пьес Шекспира, во многих из которых он играл главную роль. Прежде чем приступить к съёмкам Гамлета, Брана потренировался на таких произведениях Шекспира, как “Генрих V”, “Много шума из ничего” и “Отелло”. Ключевым отличием своей экранизации от всех прочих Кеннет Брана хотел сделать 100-процентное соответствие тексту пьесы, которая к слову была у Шекспира самой длинной из всех. Британского постановщика не испугало, что финальный хронометраж его Гамлета получился около 4 часов, впрочем, по просьбе продюсеров он сделал приемлемую, стопятидесятиминутную версию для кинотеатров.

Любая постановка или экранизация Гамлета во многом держится на личности актёра, играющего главную роль. Разумеется, это понимал и Григорий Козинцев. В его спектакле Гамлета играл Народный артист СССР Бруно Фрейндлих, однако режиссёр посчитал, что для экранизации ему необходим другой исполнитель, который у него уже давно был на примете. На Иннокентия Смоктуновского Козинцев обратил внимание ещё в 60-м, когда увидел ленту Соколова “До будущей весны”. 35-летний актёр поразил режиссёра своей яркой индивидуальностью и талантом. В итоге Козинцев даже не стал проводить пробы на эту роль, просто пригласил Смоктуновского принять участие, а тот не отказался, хоть ему для этого и пришлось пожертвовать съёмками у Тарковского в “Андрее Рублёве” и у Бондарчука в “Войне и мире”. Также для Козинцева важно было выбрать правильное место для съёмок. В итоге макет датского замка Эльсинор построили на берегу моря в эстонской глубинке. В настоящее время это место стало достопримечательностью и получило название “Скала Гамлета”.

Кеннет Брана, как и Козинцев, также чётко представлял себе, кто именно исполнит главную роль в его экранизации Гамлета, однако в отличие от советского режиссёра он имел в виду самого себя, благо, что ему уже доводилось играть принца Датского в театральной постановке Королевского общества Шекспира. Пройти пробы на остальные роли он приглашал своих друзей и коллег по театру и кино. Считается, что единственной, кто получила свою роль без предварительных проб, была Кейт Уинслет, сыгравшая Офелию. Дело в том, что она впечатлила Брану ещё во время отбора актёров в картину “Франкенштейн”, где её в итоге обошла Хелена Бонем Картер. Прообраз замка Эльсинор Кеннету Бране долго искать не пришлось. Благодаря тому, что режиссёр решил перенести время действия из средних веков в викторианскую эпоху, во всех экстерьерных съёмках он смог воспользоваться обликом английского дворца Бленхейм в Вудстоке.

Гамлет Козинцева и Смоктуновского был с восторгом встречен публикой и критиками, преимущественно за рубежом. Экранизация была номинирована на “Золотой глобус” и премию “Британской академии”, а также получила Специальный приз жюри Каннского кинофестиваля. В советском же прокате эта лента в 64-м году заняла скромное 19 место по посещаемости, однако, несмотря на прохладный приём зрителей, также получила несколько престижных наград, а Смоктуновский стал лучшим актёром года по версии опроса журнала “Советский экран”.

Картина Кеннета Браны в свою очередь была невероятно тепло принята как критиками, так и простыми зрителями. Лента была удостоена четырёх номинаций на премию Оскар, а самые заметные кинорецензенты называли её блестящим воплощением шекспировского слога на экране

А какой из этих фильмов вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем, почему Кустурица приходилось записывать отрывки сценария на аудиокассеты и как Жора Крыжовников представляет себе стереотипную российскую свадьбу.

<<Все выпуски рубрики>>


Featured Posts from This Journal

Comments

( 13 комментариев — Комментировать )
rashlim
Jan. 30th, 2017 10:20 am (UTC)
А можно уже отвечать на главный вопрос следующего выпуска?
kosolapov
Jan. 30th, 2017 10:22 am (UTC)
Можно)) В этот раз я очень прозрачно описал, да :))
rashlim
Jan. 30th, 2017 10:25 am (UTC)
Да тут достаточно было фамилий режиссеров.
i_ty_toje
Jan. 30th, 2017 03:53 pm (UTC)
Чет совсем их не помню :(
kosolapov
Jan. 31st, 2017 05:33 am (UTC)
я вот тоже не смотрел)
zet_isnotdead
Jan. 31st, 2017 10:40 am (UTC)
а как ты ведешь рубрику и не смотришь? удивительно))

я смотрела нашего. Смоктуновский не нравится в роли Гамлета. Мэл Гибсон понравился больше))) Брану не смотрела пока
kosolapov
Jan. 31st, 2017 10:42 am (UTC)
В этой рубрике нет ни процента авторского мнения, просто набор неких сравнительных характеристик из открытых источников, так что вот так вот и веду)) Почему бы и нет, собственно)
i_ty_toje
Jan. 31st, 2017 02:26 pm (UTC)
Ах ты ж хитрый жук
kosolapov
Feb. 1st, 2017 04:41 am (UTC)
Отож)
wolf_tier
Jan. 30th, 2017 06:20 pm (UTC)
Мне больше всего нравится версия с Теннантом))
kosolapov
Jan. 31st, 2017 05:33 am (UTC)
А мне с Ягодиным в Коляде-театре :)) Но вопрос-то не в этом)
a_garvey
Jan. 30th, 2017 06:21 pm (UTC)
Слишком разные постановки.
Советская ближе к версии 48-го года с Лоуренсом Оливье, Брана сделал нечто модернистское, но при этом действительно стал единственным, кто создал полную киноверсию "Гамлета" (Козинцев к этому был ближе большинства других режиссеров). Плюс перевод остается переводом - на сто процентов Шекспира он не передает.

И еще Бране удалось собрать великолепный ансамбль. Например, Клавдий в исполнении Якоби - вообще лучший из увиденных мной.

Так что по сумме отдаю предпочтение Кеннету Бране.
kosolapov
Jan. 31st, 2017 05:34 am (UTC)
Обстоятельный ответ, жаль, что я сам ни то, ни то не смотрел))
( 13 комментариев — Комментировать )

Календарь

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Таги