Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Category:

Нога

Нога
Год: 1991
Страна: Россия
Режиссёр: Никита Тягунов
В ролях: Иван Охлобыстин (Чужой), Пётр Мамонов, Иван Захава, Наталья Петрова, Фархад Махмудов
Продолжительность: 87 минут
Слоган: "Если не можешь победить свой страх, ты должен убить его"
Рейтинг на Кинопоиске: 7.532

В 1925 году известный американский писатель Уильям Фолкнер написал рассказ "Нога". В этом произведении речь шла о молодом студенте Оксфорда Дэви, которому суждено было принять участие в Первой Мировой и потерять в бою ногу. Сюрреалистический сюжет описывает борьбу Дэви со всем злом, которое возникло в нём во время войны и обрело призрачную форму.

В 1991 году молодой режиссёр Никита Тягунов решает в качестве своего дебюта снять экранизацию этого рассказа. Написать сценарий он попросил знакомого драматурга Надежду Кожушанову, которая решила, что сюжет рассказа легко перенести в современные реалии. Так Дэви стал Валерием Мартыновым, а Первая Мировая превратилась в войну в Афганистане.

На главную роль Тягунов выбрал случайно попавшего на просмотр молодого никому не известного студента ВГИКА Ивана Охлобыстина. Таким образом, "Нога" - это фильм снятый практически одними дебютантами (режиссёр, оператор, исполнитель главной роли, директор картины). Тем примечательней его успех не только в рамках российского кинопространства, но и на многочисленных зарубежных фестивалях.

Посмотреть "Ногу" я решил исключительно из-за Ивана Охлобыстина, которого я всегда любил за его самобытность и какую-то особенную магию, которую источают все его киноперсонажи, от Парфёна Рогожина до врача Быкова, от безымянного особиста-разведчика до рекламщика Малюты.

Фильм "Нога", посмотренный через 20 лет после его выхода, производит очень странное впечатление. Сначала он мне не очень понравился. Снят он в излюбленной манере российских режиссёров того времени: со странной музыкой, запутанными диалогами, сюрреалистическими сценами. Понятно только, что ничего не понятно. Потом я прочитал рассказ Фолкнера и статью о фильме на Википедии, которая очень многое разъясняет. Через 4 дня после просмотра, я понял, что никак не могу выкинуть из головы некоторые сцены из фильма, а в особенности 10-минутный диалог Охлобыстина и Петра Мамонова. Есть в этой сцене что-то такое, что проникает глубоко в душу и не даёт покоя.

Если вкратце, то это фильм о бессмысленности и беспощадности войны, о том, как меняется человек, прошедший сквозь этот ад, о том, что уже никогда он не сможет жить по-старому, и что нога - это отнюдь не самое весомое, что он может потерять. Охлобыстин просто прекрасен. Всё-таки это удивительный актёр - тонкий, живой, обаятельный.

Советовать посмотреть "Ногу" я не берусь. Российские фильмы начала 90-х - это материал очень на любителя. Но если вам нравится эстетика и манера съёмки таких картин, как "Асса", "Чёрная роза - эмблема печали", "Арбитр", то обязательно посмотрите и "Ногу". Ведь не зря же её безоговорочно приняли и полюбили настоящие ветераны афганской войны.

8 из 10 (добавил балл за дуэт Охлобыстина и Мамонова)


P.S. На эту же тему можно посмотреть "Мой сводный брат Франкенштейн", "Живой" или "Войну" Балабанова.

P.P.S. Режиссёр фильма Никита Тягунов покончил с собой через год после выхода фильма.

<<Перейти к списку рецензий>>
Tags: 1991, 8 из 10, Иван Захава, Иван Охлобыстин, Кино, Наталья Петрова, Никита Тягунов, Пётр Мамонов, Фархад Махмудов
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments