?

Log in

No account? Create an account

Прошлая запись | Следующая запись

"Смерть на брудершафт" — отдельно стоящий от всех остальных цикл из десяти повестей, якобы стилизованных под эстетику "немого кино", хотя, по большому счёту, вся стилизация сводится к оформлению заголовков глав и небольших музыкальных четверостиший на иллюстрациях. В цикле рассказывается о временах Первой Мировой Войны. Главных героя два. Первый — молодой сотрудник российской контрразведки Алексей Романов, который на протяжении всего цикла трансформируется из наивного студента в матёрого "волчару" с надорванной душой. Второй главный герой — немецкий шпион Йозеф фон Теофельс по прозвищу Зепп, мастер на все руки, не знающий поражений. Есть соблазн сказать, что "Смерть на брудершафт" — это история противостояния этих двух человек, но это будет далеко от истины. По сути на протяжении всего цикла Романов и Зепп встречаются лишь трижды, причём один раз буквально эпизодически. Всё остальное время на авансцене находится то один, то другой. Истории про Романова интереснее с точки зрения драматического развития персонажа, а новеллы про Зеппа привлекают внимание интересными шпионскими комбинациями.

Теперь о каждой из десяти повестей подробнее:

Младенец и чёрт. 1914 год. Мировая Война вот-вот начнётся. Немецкая шпионская сеть в России активизировалась, а нормального контрразведочного управления нет и в помине. Невольный начальник контрразведки князь Козловский и случайно подвернувшийся под руку пылкий и умный юноша Алексей Романов пытаются помешать талантливому шпиону Зеппу получить в руки Генеральный План нападения. Хорошая вступительная повесть, сразу задающая правильный тон и настроение всего цикла. Молодой Романов правда чуть-чуть напоминает молодого же Фандорина, но это, пожалуй, не мешает. Комбинация Зеппа в конце — очень красивая.

Оценка: 8 из 10

Мука разбитого сердца. 1914 год. Романов уходит на фронт, но в первом же бою получает ранение и возвращается в лоно контрразведки. Новое задание — прибыть в Швейцарию под видом труппы артистов (Романов - отличный певец) и пресечь деятельность так называемой "Шпионской биржи", хозяин которой торгует военными секретами. Достаточно проходная повесть. Вроде и сюжет интересный, и действия много, и даже твист имеется, но как-то без искорки. В конце повести Романов переживают свою первую серьёзную душевную травму на пути превращения в "ледяного" офицера.

Оценка: 7 из 10

Летающий слон. 1915 год. Российскими авиационными инженерами разработан невероятно мощный и опасный бомбардировщик "Илья Муромец". Пойдёт ли модель в серию зависит от генерального смотра. Задача Зеппа — сорвать показ и не допустить производства новых "Муромцев". Ещё одна проходная повесть, интерес которой состоит в описании быта лётчиков времён Первой Мировой. Комбинация Зеппа хоть и достаточно изящная, но ничем особенным не запоминается.

Оценка: 7 из 10

Дети Луны. 1915 год. Алексей Романов получает задание внедриться в общество декадентов и проследить за дочкой крупного военного чиновника, через которую к немцам "утекают" секретные данные. Средняя по силе повесть с неожиданно сильным концом, где есть место и "боевой" сцене и очередным душевным терзаниям стремительно "стареющего" сердцем Романова.

Оценка: 7 из 10

Странный человек. 1915 год. Зеппу поручено дискредитировать работу начальника российского контрразведовательного управления генерала Жуковского. Фон Теофельс решает сделать это, используя влияние Григория Распутина на царскую семью, для чего сам втирается в доверие к Страннику Гришке. В этой повести Акунин начал активно подключать к событиям реальных исторических личностей, что пошло циклу только на пользу. Взаимодействие вымышленного Зеппа и реального Распутина привнесло в историю новые краски и нюансы — читать стало гораздо интереснее.

Оценка: 8 из 10

Гром победы, раздавайся! 1916 год. Подпоручик Романов отправляется на передовую, чтобы отвести подозрение немцев от одного из участков фронта, на котором вскоре должен состояться прорыв австро-венгерской армии. В целом, типичная для цикла повесть, но с невероятно душераздирающей концовкой. Подготовленный Романовым удар по неприятелю вошёл в историю, как Брусиловский прорыв, то есть мы опять имеем дело с характерным для Акунина миксом из вымышленных событий и реальности.

Оценка: 8 из 10

"Мария", Мария... 1916 год. Цель Зеппа — уничтожение российского линкора "Императрица Мария" в Севастополе. Однако корабль очень хорошо защищён, так что фон Теофельсу предстоит придумать что-то действительно оригинальное. По большому счёту, повесть по своей сути похожа на "Летающего слона", только вместо самолёта корабль. Однако операция Зеппа получилась изящней и бесчеловечнее с моральной точки зрения. Финал заставляет задуматься.

Оценка: 8 из 10

Ничего святого. 1916 год. Зепп и Романов встречаются во второй раз. Первому поручена невероятная по дерзости операция — убийство Николая II без одобрения кайзера. Но на пути фон Теофельса неожиданно оказывается превратившийся в совершеннейшего "солдафона" Романов, которой разрабатывает новые правила по охране царского поезда. Одна из лучших повестей в цикле. Ситуация накаляется до предела: Зепп готовит изящное покушение на царя, Романов выявляет предателя среди присутствующих в окружении Николая людей, а в конце — мощная схватка двух равных по силе и умениями соперников.

Оценка: 9 из 10

Операция "Транзит". 1917 год. Зепп помогает большевикам доставить Владимира Ленина из Швейцарии в Россию на специальном поезде. Хорошая повесть с неожиданными поворотами и второстепенным участием "вождя". Здесь, кстати, появляется некто Грач — один из антагонистов первого тома "Алмазной колесницы" (там его звали Дрозд), правда понять это можно исключительно по каким-то мелким деталям. Запомним этого персонажа, впоследствии (а по времени происходящих событий наоборот раньше) он ещё сыграет важную роль во вселенной "Фандорина".

Оценка: 8 из 10

Батальон Ангелов. 1917 год. Революция, в армии разброд и шатание, которое выливается в формирование Женского батальона смерти во главе с Марией Бочкарёвой (в последнее время эта история и этот персонаж обрёл популярность в литературе и кино). Алексей Романов назначен помощником Бочкарёвой и ведёт отчаянных девиц в бой. Отличная, завершающая цикл, повесть со всеми необходимыми атрибутами. И исторический контекст присутствует, и вымышленная часть на уровне. Опять же снова мы встречаемся с предприимчивым Дроздом-Грачом, только сейчас он уже Гвоздь. Единственный минус — финальной стычки между Зеппом и Романовым так и не состоялось. Они встретились в эпилоге (1918 год), но эпизодически.

В целом, очень хорошая серия повестей. Первая половина похуже, но потом Акунин встрепенулся и выдал классную вторую часть, которая временами кажется ничуть не хуже, чем "фандоринский" цикл. Поклонниками автора, кстати, принято считать, что Алексей Романов и Алексей Октябрьский из "Шпионского романа" и "Квеста" — это одно и то же лицо. Тому есть косвенные подтверждения, но в прямую это нигде не написано. Может позже ещё раскроется где-то эта деталь. Причём есть также основания подозревать, что Романов-Октябрьский встречался с Эрастом Фандориным, тому тоже есть косвенные подтверждения в "Шпионском романе". Короче говоря, интригу Акунин закрутил просто бешенную.


Posts from This Journal by “Борис Акунин” Tag

Comments

( 6 комментариев — Комментировать )
orangtua
Apr. 29th, 2015 07:03 am (UTC)
ужасный конвеер низкопробного чтива. Вспоминаю сразу 90-е, книжные развалы и "Золото Бешенного", "Месть Бешенного". И если графомана можно понять - он зарабатывает бабло, если можно понять его читателей - им все равно что. То как понять "литературных критиков" этого?
kosolapov
Apr. 29th, 2015 08:04 am (UTC)
Не читал, но осуждаешь?
orangtua
Apr. 29th, 2015 08:07 am (UTC)
как-будто я других стихов не читал (с)
imperators87
Apr. 29th, 2015 01:15 pm (UTC)
Надо почитать, заинтриговал)
kosolapov
Apr. 29th, 2015 01:18 pm (UTC)
Эта серия круче, чем про Николаса :)
imperators87
Apr. 29th, 2015 01:59 pm (UTC)
Вообще круть )
( 6 комментариев — Комментировать )

Календарь

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Таги