Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Categories:

Борис Акунин. Серия "Смерть на брудершафт"

"Смерть на брудершафт" — отдельно стоящий от всех остальных цикл из десяти повестей, якобы стилизованных под эстетику "немого кино", хотя, по большому счёту, вся стилизация сводится к оформлению заголовков глав и небольших музыкальных четверостиший на иллюстрациях. В цикле рассказывается о временах Первой Мировой Войны. Главных героя два. Первый — молодой сотрудник российской контрразведки Алексей Романов, который на протяжении всего цикла трансформируется из наивного студента в матёрого "волчару" с надорванной душой. Второй главный герой — немецкий шпион Йозеф фон Теофельс по прозвищу Зепп, мастер на все руки, не знающий поражений. Есть соблазн сказать, что "Смерть на брудершафт" — это история противостояния этих двух человек, но это будет далеко от истины. По сути на протяжении всего цикла Романов и Зепп встречаются лишь трижды, причём один раз буквально эпизодически. Всё остальное время на авансцене находится то один, то другой. Истории про Романова интереснее с точки зрения драматического развития персонажа, а новеллы про Зеппа привлекают внимание интересными шпионскими комбинациями.

Теперь о каждой из десяти повестей подробнее:

Младенец и чёрт. 1914 год. Мировая Война вот-вот начнётся. Немецкая шпионская сеть в России активизировалась, а нормального контрразведочного управления нет и в помине. Невольный начальник контрразведки князь Козловский и случайно подвернувшийся под руку пылкий и умный юноша Алексей Романов пытаются помешать талантливому шпиону Зеппу получить в руки Генеральный План нападения. Хорошая вступительная повесть, сразу задающая правильный тон и настроение всего цикла. Молодой Романов правда чуть-чуть напоминает молодого же Фандорина, но это, пожалуй, не мешает. Комбинация Зеппа в конце — очень красивая.

Оценка: 8 из 10

Мука разбитого сердца. 1914 год. Романов уходит на фронт, но в первом же бою получает ранение и возвращается в лоно контрразведки. Новое задание — прибыть в Швейцарию под видом труппы артистов (Романов - отличный певец) и пресечь деятельность так называемой "Шпионской биржи", хозяин которой торгует военными секретами. Достаточно проходная повесть. Вроде и сюжет интересный, и действия много, и даже твист имеется, но как-то без искорки. В конце повести Романов переживают свою первую серьёзную душевную травму на пути превращения в "ледяного" офицера.

Оценка: 7 из 10

Летающий слон. 1915 год. Российскими авиационными инженерами разработан невероятно мощный и опасный бомбардировщик "Илья Муромец". Пойдёт ли модель в серию зависит от генерального смотра. Задача Зеппа — сорвать показ и не допустить производства новых "Муромцев". Ещё одна проходная повесть, интерес которой состоит в описании быта лётчиков времён Первой Мировой. Комбинация Зеппа хоть и достаточно изящная, но ничем особенным не запоминается.

Оценка: 7 из 10

Дети Луны. 1915 год. Алексей Романов получает задание внедриться в общество декадентов и проследить за дочкой крупного военного чиновника, через которую к немцам "утекают" секретные данные. Средняя по силе повесть с неожиданно сильным концом, где есть место и "боевой" сцене и очередным душевным терзаниям стремительно "стареющего" сердцем Романова.

Оценка: 7 из 10

Странный человек. 1915 год. Зеппу поручено дискредитировать работу начальника российского контрразведовательного управления генерала Жуковского. Фон Теофельс решает сделать это, используя влияние Григория Распутина на царскую семью, для чего сам втирается в доверие к Страннику Гришке. В этой повести Акунин начал активно подключать к событиям реальных исторических личностей, что пошло циклу только на пользу. Взаимодействие вымышленного Зеппа и реального Распутина привнесло в историю новые краски и нюансы — читать стало гораздо интереснее.

Оценка: 8 из 10

Гром победы, раздавайся! 1916 год. Подпоручик Романов отправляется на передовую, чтобы отвести подозрение немцев от одного из участков фронта, на котором вскоре должен состояться прорыв австро-венгерской армии. В целом, типичная для цикла повесть, но с невероятно душераздирающей концовкой. Подготовленный Романовым удар по неприятелю вошёл в историю, как Брусиловский прорыв, то есть мы опять имеем дело с характерным для Акунина миксом из вымышленных событий и реальности.

Оценка: 8 из 10

"Мария", Мария... 1916 год. Цель Зеппа — уничтожение российского линкора "Императрица Мария" в Севастополе. Однако корабль очень хорошо защищён, так что фон Теофельсу предстоит придумать что-то действительно оригинальное. По большому счёту, повесть по своей сути похожа на "Летающего слона", только вместо самолёта корабль. Однако операция Зеппа получилась изящней и бесчеловечнее с моральной точки зрения. Финал заставляет задуматься.

Оценка: 8 из 10

Ничего святого. 1916 год. Зепп и Романов встречаются во второй раз. Первому поручена невероятная по дерзости операция — убийство Николая II без одобрения кайзера. Но на пути фон Теофельса неожиданно оказывается превратившийся в совершеннейшего "солдафона" Романов, которой разрабатывает новые правила по охране царского поезда. Одна из лучших повестей в цикле. Ситуация накаляется до предела: Зепп готовит изящное покушение на царя, Романов выявляет предателя среди присутствующих в окружении Николая людей, а в конце — мощная схватка двух равных по силе и умениями соперников.

Оценка: 9 из 10

Операция "Транзит". 1917 год. Зепп помогает большевикам доставить Владимира Ленина из Швейцарии в Россию на специальном поезде. Хорошая повесть с неожиданными поворотами и второстепенным участием "вождя". Здесь, кстати, появляется некто Грач — один из антагонистов первого тома "Алмазной колесницы" (там его звали Дрозд), правда понять это можно исключительно по каким-то мелким деталям. Запомним этого персонажа, впоследствии (а по времени происходящих событий наоборот раньше) он ещё сыграет важную роль во вселенной "Фандорина".

Оценка: 8 из 10

Батальон Ангелов. 1917 год. Революция, в армии разброд и шатание, которое выливается в формирование Женского батальона смерти во главе с Марией Бочкарёвой (в последнее время эта история и этот персонаж обрёл популярность в литературе и кино). Алексей Романов назначен помощником Бочкарёвой и ведёт отчаянных девиц в бой. Отличная, завершающая цикл, повесть со всеми необходимыми атрибутами. И исторический контекст присутствует, и вымышленная часть на уровне. Опять же снова мы встречаемся с предприимчивым Дроздом-Грачом, только сейчас он уже Гвоздь. Единственный минус — финальной стычки между Зеппом и Романовым так и не состоялось. Они встретились в эпилоге (1918 год), но эпизодически.

В целом, очень хорошая серия повестей. Первая половина похуже, но потом Акунин встрепенулся и выдал классную вторую часть, которая временами кажется ничуть не хуже, чем "фандоринский" цикл. Поклонниками автора, кстати, принято считать, что Алексей Романов и Алексей Октябрьский из "Шпионского романа" и "Квеста" — это одно и то же лицо. Тому есть косвенные подтверждения, но в прямую это нигде не написано. Может позже ещё раскроется где-то эта деталь. Причём есть также основания подозревать, что Романов-Октябрьский встречался с Эрастом Фандориным, тому тоже есть косвенные подтверждения в "Шпионском романе". Короче говоря, интригу Акунин закрутил просто бешенную.

Tags: Алексей Романов, Борис Акунин, Книги
Subscribe

Posts from This Journal “Борис Акунин” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments