?

Log in

No account? Create an account

Прошлая запись | Следующая запись

Режиссёры: Жорж Мельес

Сегодня мы поговорим о человеке, имя которого не так известно, как имена братьев Люмьер, несмотря на то, что он также стоял у истоков мирового кинематографа. Этот человек считается первопроходцем игрового кино, отцом индустрии визуальных эффектов и автором нескольких тысяч короткометражных фильмов. Его звали Жорж Мельес.

Жорж Мельес родился в Париже в 1861 году в семье фабриканта. О его детстве мало, что известно, после школы он окончил лицей, отслужил в армии и отправился в Лондон совершенствовать английский язык, что было необходимо ему для работы на фабрике отца. Мельес был творческим человеком и очень хорошо рисовал, что со временем помогло ему возглавить знаменитый парижский театр Робер-Уден, в котором демонстрировались различные трюки и фокусы, многие из которых придумал и реализовал на сцене сам Мельес. В 1895 году в Париже прошёл первый киносеанс братьев Люмьер, после чего Жорж Мельес сразу же загорелся идеей кинематографа. Сначала он обратился непосредственно к Люмьерам с просьбой продать ему киноаппарат, однако получив от них отказ, вынужден был отыскать его аналог в Англии.

Первые работы Мельеса не выходили за рамки Люмьеровского кино, то есть демонстрировали на белом экране бытовые зарисовки из жизни простых горожан. Однако, благодаря своей уникальной фантазии, Мельес очень быстро открыл для себя множество визуальных приёмов, которыми можно украсить кинематографическое действо. Он стал первым, кто начал применять стоп-эффекты, замедления и ускорения, съёмки на фоне чёрного бархата и многое-многое другое. В 1897 году Мельес построил на своей вилле в парижском предместье первую в истории киностудию – стеклянный павильон, начинённый различными техническими приспособлениями. Всего за три года Жорж Мельес превратился в настоящую, по сути, первую звезду кинематографа, сняв около ста фильмов, некоторые из которых были даже цветными. Мельес вручную раскрашивал плёнку кисточкой, чтобы добиться этого невероятного по тем временам эффекта.

“Я родился с душой артиста, одарённого ловкостью рук, изворотливостью ума и врождённым актёрским талантом. Я был одновременно и умственным и физическим работником.”

Самым известным и популярным творением Жоржа Мельеса стала картина “Путешествие на Луну”, снятая в 1902 году. В этом фильме режиссёр применил причудливые эффекты, сочетая кинотрюки с использованием макетов и театральной машинерии. Мельесу удалось соединить легкий наивный юмор театральной буффонады и загадочную фантастическую сказку, повествующую о приключениях нескольких чудаков-астрономов, отправившихся в пушечном снаряде на луну. В основу сценария легли эпизоды романов Жюля Верна и Герберта Уэллса. Больше 100 лет финал фильма считался утерянным, однако в 2002 году во Франции случайно была обнаружена полная копия фильма, которая не только включала в себя недостающий фрагмент, но и была раскрашена вручную самим Мельесом. Плёнка, однако, была в очень потрёпанном состоянии, и лишь в 2011 году её удалось отреставрировать и презентовать на 64-м Каннском кинофестивале.

“К моему глубокому сожалению, самые простые трюки производят наибольший эффект.”

Звезда великого режиссёра Жоржа Мельеса закатилась всего спустя каких-то 15 лет после открытия его киностудии. Кинематограф развивался семимильными шагами, всё больше режиссёров начали применять натурные съёмки, был изобретён крупный план, съёмка в движении. Однако, Мельес до конца был верен своему стилю и продолжал делать фильмы в павильоне, несмотря на уменьшающийся интерес зрителя. К 1914 году обанкротился американский филиал компании Мельеса, закрылся его театр Робер-Уден и великий режиссёр прекратил работу в кино, преобразовав свою студию в театр Варьете. С началом первой мировой войны Мельес пропал из виду. Лишь в 1925 году Леон Дрюо, редактор еженедельника “Сине-журналь” совершенно случайно узнал Мельеса в хозяине небольшого киоска с детскими игрушками, размещённого в зале вокзала Монпарнас. Спустя 3 года, он якобы случайно раскрыл имя этого торговца прессе. Великого режиссёра наградили орденом Почётного Легиона и выдели скромную пенсию. Свои дни Жорж Мельес закончил в 1938 году в доме для престарелых.

Вклад Жоржа Мельеса в киноискусство переоценить крайне сложно. Он первым понял силу зрелищности кинематографа и его бесконечные возможности. Он первым стал экранизировать литературные сюжеты, его считают родоначальником многих кинематографических жанров, отсылки к его произведениям можно встретить в сотнях фильмов и десятках видеоклипов. В 2011 году знаменитый режиссёр Мартин Скорсезе снял фильм под названием “Хранитель времени”, в котором в том числе рассказывается о позднем периоде жизни Жоржа Мельеса, роль которого блистательно исполнил Бен Кингсли.

“Умело применённый трюк, при помощи которого можно сделать видимыми сверхъестественные, воображаемые, нереальные явления, позволяет создавать в истинном смысле этого слова художественные зрелища, дающие огромное наслаждение тем, кто может понять, что все искусства объединяются для создания этих зрелищ.”

<<Список всех выпусков рубрики>>


Featured Posts from This Journal

  • Режиссёры: Пол Верховен

    Сегодня мы вспомним об одном из самых ярких голландских режиссёров, который сначала смог завоевать популярность у себя на родине и затем и покорить…

  • Режиссёры: Роберт Родригес

    Сегодня мы поговорим об одном из самых ярких, весёлых и необычных современных американских режиссёров, о настоящем кинематографическом…

  • Режиссёр: Джузеппе Торнаторе

    Сегодня мы поговорим об одном из самых популярных, современных, итальянских режиссёров, о человеке с безупречным стилем и хорошим воспитанием, о…

Календарь

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Таги