Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Category:

В центре внимания

Spotlight
Год: 2015
Страна: США, Канада
Режиссёр: Том МакКарти
В ролях: Майкл Китон, Марк Руффало, Рэйчел МакАдамс, Брайан Д'Арси Джеймс, Лив Шрайбер, Джон Слэттери, Стэнли Туччи, Джейми Шеридан, Нил Хафф, Билли Крудап
Продолжительность: 128 минут
Слоган: "Break the story. Break the silence"

- Тебе было жалко своего пса, ты плакал?
- Да.
- Это мило. А когда ты читал про то, что творили твои приятели священники с детьми все эти годы, ты плакал?
- Нет...
Диалог из фильма "Голгофа"

Моя мать? Да она напоила этого священника чаем с плюшками, вот что она сделала!
Из фильма

Да! «Опиум для народа» нереально штырит, каждый нуждается во внутреннем ориентире.
А получает взамен — набор наивных ритуалов и сказку, где сверху Бог, снизу Дьявол.
Noize MC

Когда башенные часы пробьют дважды,
Он впустит юношу в свою молитву,
Он – истинный христианин.
И знает, какова любовь к ближнему своему.
Аллилуйя…
Till Lindemann

В 2001 году редакцию газеты Boston Globe возглавил принципиальный и честный человек Марти Бэрон. И сразу же он взялся за работу по-серьёзному, поручив специальному отделу "Spotlight", состоящему из четырёх человек, провести расследование дела о священнике-педофиле. В конечном итоге дотошность и неуступчивость журналистов при поддержке непосредственного начальства позволили не только написать качественный материал в газету, но также выявить и распространить информацию о порочной системе сокрытия преступлений, происходящих в лоне католической церкви.

Иногда и, к сожалению, реже, чем мне бы хотелось, на выходе из зала после просмотра кино у меня возникает сложное чувство, которое достаточно трудно описать словами: смесь восторга от увиденного, чёткого осознания всей сложности поднятой темы и необходимости её освещения, нервного оцепенения всего тела и сложно поддающегося осмыслению ощущения, что ради таких фильмов и стоило придумать кинематограф. В такие моменты мне абсолютно не хочется сию же минуту раскладывать фильм на отдельные составляющие, пытаясь понять, что в картине было хорошо, а что плохо. Я просто кожей чувствую, что это высший балл, и плевать на все "кто", "как", "что" и "почему". Именно такая история произошла со мной после просмотра ленты "В центре внимания".

На мой взгляд, этот фильм практически идеален во всех своих творческих и технических составляющих. Самое главное, это, конечно, сценарий. События в фильме развиваются очень неспешно. Журналисты включаются в работу, начинают разговаривать с жертвами насилия, поднимать архивные документы, сопоставлять детали — банальное, рутинное расследование. И я не могу чётко идентифицировать в картине ту самую минуту, когда глаза начинает застилать пелена слёз от осознания глубины проблемы, её неотвратимости, жестокости и аморальности. В этом фильме нет каких-то отдельных сцен, снятых с целью "развести" зрителя на эмоции. Весь фильм, всё его полотно — это один бесконечный, выматывающий процесс отторжения, сгусток нервов, лавина чувств, неотвратимо накрывающая эмоционально неподготовленного зрителя. И финальные титры... Чёрт, я никогда бы не мог подумать, что сухие факты, написанные белым по чёрному на широком экране, могут вызывать такую гамму чувств.

Дрожь берёт от понимания того, насколько безнаказанными и всевластными чувствовали себя представители церкви, замешанные в данном скандале. Ведь, по большому счёту, почему сотрудникам отдела "Spotlight" удалось довести своё расследование до конца и не почувствовать на себе в полной мере гнев этой католической "махины"? Да просто потому, что никто не воспринимал этих журналистов всерьёз. Долгие годы тотального игнорирования проблемы и связанного с ней системного подхода, юридических манипуляций, призванных защитить "заблудших овец" от закона, наплевательского отношения в СМИ и полного повиновения самых набожных прихожан — за всё это время представители "развратного течения" католической церкви перестали ощущать опасность, расслабились, утратили чувство реальности, решили, что им всё дозволенно, а любые попытки что-либо противопоставить будут гаситься ещё на ранних стадиях без особого их вмешательства.

Идеален и актёрский состав фильма, успевший получить престижную премию Американской Гильдии актёров. Больше всех понравились Майкл Китон и Марк Руффало, сыгравшие неравнодушных, талантливых журналистов. При этом во всех источниках отдельно подчёркивается невероятное визуальное сходство с реальными людьми, которого удалось добиться не потугами гримёров, а актёрским мастерством. Робби Робинсон и Майк Резендес в унисон утверждают, что это просто невероятное попадание. Очень понравились также Лив Шрайбер, сыгравший того самого редактора Марти Бэрона, и Стэнли Туччи, воплотивший интересный образ зануды-адвоката Митчелла Гарабедяна. Достаточно милы были и Брайн Д'Арси Джеймс с Рэйчел МакАдамс, хотя за что последней дали номинацию на Оскар, я не понял — крепкая, но не выдающаяся роль.

Последнее, что хотелось бы отметить отдельно — это музыка Говарда Шора. Она настолько правильно сочеталась с видеорядом и настолько органично вплеталась в повествование, что смогла стать полноценным "игроком" на площадке, а не просто приятным фоном за кадром. Без этой музыки то эмоциональное потрясение, которое я испытал во время просмотра, вряд ли было бы возможным в полной мере.

Таким образом, как вы уже наверное поняли, картина "В центре внимания" лично мне видится лучшим (или одним из) фильмом 2015-го года и бесспорным лидером моих личных, субъективных предпочтений оскаровской гонки. Впрочем, я прекрасно отдаю себе отчёт, что меня, как это говорится, "накрыло". Далеко не факт, что нечто подобное произойдёт и с вами. В любом случае, даже если этого не случится, картина всё равно заслуживает внимания, как очень крепкая, умная, тщательно снятая драма об очень непростой и страшной во всех смыслах проблеме.

Оценка: 10 из 10

<<Перейти к списку рецензий>>
<<Перейти к списку "Лучших фильмов" Оскар>>
Tags: 10 из 10, 2015, Билли Крудап, Брайан Д'Арси Джеймс, Джейми Шеридан, Джон Слэттери, Канада, Кино, Лив Шрайбер, Майкл Китон, Марк Руффало, Нил Хафф, Оскар_лучший_фильм, Рэйчел МакАдамс, США, Стэнли Туччи, Том МакКарти
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments