Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Category:

Режиссёры: Франсуа Трюффо

Сегодня мы вспомним о режиссёре, чьи фильмы положили начало так называемой “новой французской волне”, о человеке, который искренне любил кино и всю жизнь восхищался магией кинематографа. Его имя Франсуа Трюффо.

Франсуа Трюффо родился в 32 году в Париже. Его появление на свет стало результатом внебрачной связи Жанин де Монферран, он не знал имени настоящего отца и получил свою фамилию от отчима. Несмотря на то, что Ролан Трюффо официально усыновил мальчика, ни он сам, ни мать Франсуа Жанин не принимали в воспитании сына активного участия. С самого рождения будущий режиссёр жил на попечении различных нянь и бабушки, которая привила ему любовь к книгам и музыке. Спасение от одиночества Трюффо находил в ближайшем кинотеатре, где успевал смотреть по три фильма в день, зачастую проникая в зал без билета. Кино так занимало ум маленького Франсуа, что он пошёл на кражу пишущей машинки отчима, чтобы продать её и организовать передвижной “киноклуб” для себя и своих друзей. Разъярённый этим поступком Ролан Трюффо поместил своего пасынка в заведение для малолетних преступников, где Франсуа провёл полгода, продолжая изучать книги по истории кино.

В возрасте 18 лет будущий режиссёр попытался покончить с собой, исполосовав себе руку острой бритвой, но не преуспел. Затем он записался в армию и попал во Вьетнам, однако солдат из него получился никудышный: однажды он даже ушёл в самоволку. Дезертира поймали и посадили в военную тюрьму, после чего комиссовали. По возвращению в Париж Трюффо предпринял ещё одну попытку самоубийства, однако снова выжил. После этого ему удалось пробиться на работу в журнал “Ле Кайе дю синема”. Через несколько лет Франсуа стал уважаемым и преуспевающим кинокритиком, после чего смог снять свой главный шедевр – полубиографический фильм “Четыреста ударов”.

“Кино – это улучшенная жизнь”

Однажды Франсуа Трюффо всё-таки решил выяснить, кто его биологический отец и нанял частного детектива. Найденный человек оказался женатым дантистом-евреем по имени Ролан Леви, проживающим в маленьком городке на востоке Франции. Некоторое время Франсуа размышлял о том, стоит ли ему знакомиться с ним, однако в итоге принял решение оставить всё, как есть.

Франсуа Трюффо, являясь одним из самых ярких представителей “французской новой волны”, в полной мере использовал в своих фильмах свойственные ей эстетические и технические приёмы. Это и стремление отразить на экране свой личный жизненный опыт, и отчаянный нигилизм главных героев с их немотивированной агрессией и столь же немотивированным благородством, и нетрадиционная операторская работа, которая допускала отсутствие персонажа в кадре, создавая асимметричную композицию. Яркой отличительной чертой Франсуа Трюффо было стремление к автобиографичности. Режиссёр не отрицал, что главный персонаж шести его фильмов, включая дебютный “Четыреста ударов”, Антуан Дуанель имеет с ним самим много общего, что делало картины Трюффо невероятно искренними и трогательными.

“Я снимаю такие фильмы, которые могли бы понравиться мне самому в детском возрасте”

Критические статьи, с которых Трюффо начинал свою деятельность в кинематографе, получали столь оглушительный резонанс в обществе, что его даже прозвали “могильщиком французского кино”. И хотя, взявшись за режиссуру, Трюффо навсегда оставил критику, он, тем не менее, никогда не стеснялся высказывать свою личную точку зрения, что зачастую приводило к конфликтам с другими режиссёрами. Так, например, в 70-е Трюффо в пух и прах разругался со своим пособником в деле формирования “новой волны” Жаном-Люком Годаром. Не остались без внимания и американские режиссёры. Франсуа Трюффо подвергал резкой критике Роберта Олтмана, чью работу в фильме “Военно-полевой госпиталь” он охарактеризовал как “катастрофическую”, ругал Норманна Джуисона, удивляясь появлению его фильма “Душной южной ночью” в номинации на Оскар, и наконец, признавал, что терпеть не может Стэнли Кубрика с его “Космической одиссеей 2001 года”. Трюффо считал, что любоваться ракетами на протяжении двух с половиной часов попросту глупо. С другой стороны Трюффо являлся горячим поклонником таланта Альфреда Хичкока и даже написал книгу о нём, основываясь на материалах длительного 52-часового интервью.

“Все, кто обожает кино – больные люди”

Помимо работы режиссёра, Франсуа Трюффо пробовал себя и на актёрском поприще, сыграв в трёх своих фильмах, а также в картине Стивена Спилберга “Близкие контакты третьей степени”. Приглашение в Голливуд стало для Франсуа полной неожиданностью, учитывая, что он очень плохо говорил по-английски. Ему даже пришлось записать свои реплики на маленьких обрывках бумаги, которые он затем крепил к камере, используя их как шпаргалки.

На европейской арене высшим достижением Трюффо можно считать награду Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру с фильмом “Четыреста ударов”, а также несколько премий Сезар за картину “Последнее метро”. На Оскар в номинации “Лучший фильм на иностранном языке” Трюффо был номинирован несколько раз, но выиграть удалось лишь в 74 году с лентой “Американская ночь”.

“Однажды, я сниму фильм, который понравится всем критикам. Это случится, когда у меня появятся деньги, которые мне будет не жалко потратить на ерунду”

<<Список всех выпусков рубрики>>

Tags: Вокруг_кино, Режиссёры, Франсуа Трюффо
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Режиссёры: Дэвид Кроненберг

    Сегодня мы поговорим об одном из самых известных режиссёров родом из Канады, о человеке, который обожает шокировать зрителя, снимая откровенные и…

  • Режиссёры: Ким Ки Дук

    Сегодня мы поговорим об одном из самых ярких и самобытных представителей южно-корейского кинематографа, который всего за 5 лет непрерывной работы…

  • Режиссёры: Стивен Содерберг

    Сегодня речь пойдёт об уникальном американском режиссёре, которому удаётся сочетать в себе авторский стиль и чёткое понимание чаяний широкой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment