Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Category:

Кинобитва: "Здравствуйте, я ваша тётя!" VS "В джазе только девушки"

Переодевание мужчин в женщин является частым сюжетом в кинематографе в любые времена. Сегодня мы попытаемся сравнить два классических фильма, в центре которых лежит подобный приём. Это советская лента “Здравствуйте, я ваша тётя!” и американская картина “В джазе только девушки”.

Двухсерийную картину “Здравствуйте, я ваша тётя!” в 1975 году снял режиссёр Виктор Титов. Фильм основан на классической пьесе английского драматурга Брэндона Томаса под названием “Тётушка Чарлея”, которая впервые была поставлена в Лондоне ещё в 1892 году. Двое молодых студентов Оксфорда Джек и Чарли влюблены в своих подруг. Однако их счастью может помешать дядя одной из девушек, который собирается увезти своих подопечных в Шотландию. Чарли надеется разрешить конфликт с помощью своей богатой тётушки из Бразилии, но её поезд трагически задерживается на несколько дней. В отчаянии Джек и Чарли заставляют своего приятеля и выпивоху Баббса надеть женское платье и представиться Донной Люсией. Пьеса оказалась невероятно популярной, так что неудивительно, что и на широкие экраны эта история попадала не раз, и не два, в том числе и в Советском Союзе, где экранизации режиссёра Виктора Титова удалось добиться впечатляющего успеха.

Картину “В джазе только девушки” снял режиссёр и продюсер Билли Уайлдер в 1959 году. Сценарий фильма Уайлдер написал в сотрудничестве с Изи Даймондом, взяв за основу старый, французский, довоенный фильм “Фанфары любви”. В основе сюжета лежит история двух молодых музыкантов, которые вынуждены скрываться от гангстеров, переодевшись в женские платья. Затесавшись в дамский джазовый оркестр, они отправляются на гастроли, во время которых один из музыкантов влюбляется в солистку коллектива, легкомысленную Душечку. Создание этого фильма стало важной вехой в истории Голливуда, ознаменовав собой переход от студийной системы производства к независимому продюсированию. Вплоть до 50-х годов американский кинематограф был разделён на несколько крупных студий, каждая из которых специализировалась на своём жанре и подписывала жёсткие контракты с актёрами, режиссёрами и другими членами съёмочной группы. Картина “В джазе только девушки” стала одним их первых фильмов, творческий состав которой был подобран не по студийному принципу, а исходя из конкретных нужд режиссёра Билли Уайлдера.

Прежде чем начинать съёмочный процесс ленты “Здравствуйте, я ваша тётя!” режиссёр Виктор Титов основательно задумался над выбором стилистики фильма и в итоге принял решение делать картину, как пародию и оммаж жанру немого кино. Это наложило отпечаток на все творческие аспекты, начиная от чрезмерно яркого и эксцентричного грима, заканчивая вычурной, гротескной манерой игры. На главную роль в фильме пробовались многие популярные советские актёры: Евгений Леонов, Олег Табаков, Владимир Этуш. Однако Титов отдал предпочтение малоизвестному в то время Александру Калягину и не прогадал. Молодой актёр стал настоящей душой съёмочной группы, задавая тон и манеру игры. Это было как нельзя кстати, так как низкий производственный бюджет не позволял снимать картину в комфортных условиях: костюмов было мало, камер всего две, а съёмки велись по ночам.

В Билли Уайлдера в конце 50-х подобных проблем не наблюдалось, наоборот, в его распоряжение была такая сумма денег, которая позволяла нанять на главные роли актёров первой величины. Однако он также как и его советский коллега много лет спустя, решил сделать ставку не на известных публике исполнителей, а на молодых актёров, ещё не успевших до конца раскрыть свой талант. В итоге он отыскал Джека Леммона и Тони Кёртиса, породив тем самым один из самых известных комедийных дуэтов в истории Голливуда. В противовес им на главную женскую роль Уайлдер взял человека, который одним своим именем мог сделать фильму безумную кассу в прокате – Мэрилин Монро. А вот с гримом режиссёру пришлось повозиться. Продюсеры требовали от него снимать фильм в цвете, однако в этом случае исполнители главных ролей выглядели жутко размалёванными и неприятными, что в отличие от советской ленты не вписывалось в заявленную стилистику. Так что Уайлдеру всё же пришлось уговорить боссов и сделать картину в чёрно-белой гамме.

Лента “Здравствуйте, я ваша тётя!” обрела большой успех у публики и фактически сделала Калягина заложником одной роли. В последствии в интервью он не раз жаловался на то, что после его смерти никто не вспомнит образов Эзопа, Платонова, Чичикова или Ленина, а все будут вспоминать лишь эксцентричную, разукрашенную Донну Розу.

У Тони Кёртиса и Джека Леммона таких проблем не возникало. После гигантского успеха картины “В джазе только девушки!” они мгновенно стали звёздами Голливуда и снялись в большом количестве заметных картин. Леммону даже удалось впоследствии получить две премии Оскар.

А какой из этих фильмов больше нравится вам?

P.S. В следующем выпуске рубрики "Кинобитва" вы узнаете, в каком году вышла первая экранизация романа Фёдора Михайловича Достоевского "Идиот", как князь Мышкин оказался в Японии, и почему сработались Владимир Бортко и Евгений Миронов

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Александр Калягин, Билли Уайлдер, Виктор Титов, Вокруг_кино, Джек Леммон, Кинобитва, Мэрилин Монро, Тони Кертис
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • В джазе только девушки

    Some Like It Hot Год: 1959 Страна: США Режиссёр: Билли Уайлдер В ролях: Мэрилин Монро, Тони Кертис, Джек Леммон, Джо Браун Продолжительность: 119…

  • Новая рубрика "Кинобитва"

    На прошлой неделе закончил писать тексты для нового сезона программы для радио "Интерра FM". На этот раз каждый выпуск сезона будет…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Featured Posts from This Journal

  • В джазе только девушки

    Some Like It Hot Год: 1959 Страна: США Режиссёр: Билли Уайлдер В ролях: Мэрилин Монро, Тони Кертис, Джек Леммон, Джо Браун Продолжительность: 119…

  • Новая рубрика "Кинобитва"

    На прошлой неделе закончил писать тексты для нового сезона программы для радио "Интерра FM". На этот раз каждый выпуск сезона будет…