Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Categories:

Кинобитва: "Идиот (1951)" VS "Идиот (2003)"

Роман Фёдора Михайловича Достоевского “Идиот” является одним из наиболее значительных произведений не только в творчестве самого классика, но и в целом, если говорить о всей отечественной литературе. Однако его сюжет, стиль повествования и литературные особенности довольно сложно поддаются процессу экранизации. Недаром первая по-настоящему успешная попытка перенести персонажей романа на отечественные экраны была предпринята только в 2003 году. А вот японский режиссёр Акира Куросава смог сделать экранизацию “Идиота” ещё за полвека до нашего Владимира Бортко.

Роман “Идиот” был написан Фёдором Михайловичем Достоевским в 1868 году. Его первая публикация состоялась в журнале “Русский вестник”, при этом сам писатель в процессе написания книги жил за границей, преимущественно в Швейцарии и Италии, где скрывался от кредиторов, желающих выбить из него долги его покойного брата. В этой книге Достоевский реализовал свою давнюю творческую идею – создать образ человека с идеальными душевными качествами, которому нелегко было бы жить в условиях современного мира. Таким человеком, безусловно, стал главный герой романа: мечущийся и мечтательный князь Мышкин.

Первая экранизация “Идиота” была осуществлена в России в 1910 году. Это был немой фильм, состоящий из нескольких ключевых сцен романа. В 46-м эту книгу поставили французы, но об этом фильме сейчас мало что известно. А вот к началу 50-х до экранизации Достоевского созрел великий японский режиссёр Акира Куросава, который не раз называл отечественного классика своим любимым писателем. Акире, безусловно, так или иначе пришлось бы несколько интерпретировать происходящие в романе события и дать героям японские имена, однако он пошёл ещё дальше и перенёс действие в другую эпоху, переписал практически все диалоги, вставил много новых сцен, которых не было в книге и сместил главный акцент в образе японского князя Мышкина с идеальных душевных качеств, на его тотальное и доводящее окружающих до белого каления непостоянство.

Спустя 7 лет после Куросавы экранизировать “Идиота” попробовал советский режиссёр Иван Пырьев, однако он не преуспел. После съёмок первой серии, от роли князя Мышкина ввиду тяжёлого душевного состояния отказался Юрий Яковлев, что поставило крест на всех планах режиссёра. Следующую попытку поставить фильм по роману Достоевского, если не считать ёрнической комедии “Даун Хаус” Ивана Качанова, предпринял Владимир Бортко. В 2003 году в эфир телеканала Россия вышла первая из десяти серий телевизионной картины “Идиот”, которая немедленно стала одним из главных хитов года. Бортко в отличие от Акиры Куросавы перенёс события и диалоги из романа на экран чуть ли не дословно, сделав, таким образом, очень и очень близкую к тексту книги экранизацию.

Процесс адаптации ленты “Идиот” дался японскому классику Акире Куросаве очень тяжело. Его друзья впоследствии вспоминали, что режиссёр как-то раз даже заявил, что так устал от этого фильма, что просто не мог продолжать снимать его. Однако картину необходимо было закончить – продюсеры и компания-дистрибьютор требовали результат, который в итоге оказался для них слишком длинным и чрезвычайно дорогим. По требованию студийных чиновников авторский хронометраж ленты пришлось сократить на целых 100 минут, что, безусловно, сильно повлияло на восприятие всей картины целиком.

У Бортко, очевидно, подобных проблем с заказчиками не возникало. Будучи опытным и уверенным в себе режиссёром, он волен был реализовывать любые свои творческие задумки, к тому же в его распоряжении было около 10 часов на воспроизведение всех ключевых сцен романа. Безусловной удачей Бортко стал выбор Евгения Миронова на главную роль, которому эта работа принесла международную славу и звание Народного артиста РФ. При этом актёр активно помогал режиссёру и в самой постановке сцен: необходимо было стилизовать длинные монологи, написанные сложным языком, безболезненно сократить их с тридцати страниц до нескольких минут, выучить и сыграть так, чтобы внимательный зритель ничего не заметил – всё это, безусловно, во многом заслуга самого Евгения Миронова.

Картина “Идиот” Акиры Куросавы” после своего выхода на широкие экраны в Японии подверглась беспощадной критике со стороны местных СМИ и экспертов. Главным образом отмечались неудачные решения в организации материала: фильм обвиняли в отсутствии целостности, рваном ритме, излишней театральности и беспорядочности. Куросава отбивался от этих негативных отзывов, отмечая, что композиционный хаос картины обусловлен самой атмосферой романа, и что сам он полностью доволен своей работой.

Владимиру Бортко в этом плане повезло гораздо больше. Его версия “Идиота” была положительно принята большинством критиков и простых зрителей у телеэкранов. Сериал получил много престижных отечественных премий, включая семь статуэток ТЭФИ, и демонстрировался во многих европейских странах.

А какой из этих фильмов больше нравится вам?

P.S. В следующем выпуске мы поговорим о том, что роднит писателей Вашингтона Ирвинга и Майна Рида, а также, как Кристофер Уокен и несколько советских детей "лишились" головы

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Акира Куросава, Владимир Бортко, Вокруг_кино, Евгений Миронов, Кинобитва, Фёдор Достоевский
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Featured Posts from This Journal