?

Log in

No account? Create an account

Прошлая запись | Следующая запись

Под электрическими облаками
Год: 2015
Страна: Россия, Польша, Украина
Режиссёр: Алексей Герман мл.
В ролях: Луис Франк, Мераб Нинидзе, Чулпан Хаматова, Виктория Короткова, Виктор Бугаков, Карим Пакачаков, Константин Зелигер, Анастасия Мельникова, Пётр Гасовский, Алексей Вертинский, Рамиль Салахутдинов, Вениамин Кац, Ирина Соколова, Мария Олейникова, Дмитрий Воздвиженский
Продолжительность: 137 минут
Слоган: -

Огромное, недостроенное, футуристическое здание на краю города объединяет судьбы разных, столь не похожих друг на друга людей, из различных социальных слоёв, мест обитания и даже времени. Поступки, мысли и действия принципиального музейного работника 90-х перекликаются с жизненной трагедией подростка, потерявшего семью в войне середины 10-х. Не знающий ни слова по русски гастарбайтер, приехавший на заброшенную стройку, чувствует такое же одиночество, что и непонятый архитектор или попавшая в тяжёлое положение наследница богатого бизнесмена. Судьбы и жизни сплетаются воедино, и над всем этим сумрачно висят тяжёлые, серые, свинцовые облака с привкусом ожидания новой большой войны.

"Под электрическими облаками" — это очень богатый, в визуальном и сюжетном смыслах этого слова, фильм. Недостроенное здание на краю города символизирует собой ни что иное, как Россию-матушку: грандиозное, но, в целом, нелепое сооружение, объединяющее и разрушающее судьбы, планы и мечтания всех, кто к нему прикоснётся. Это фильм о тех, кто не верит в монолитность и непоколебимость этого здания, чьи лица перекашивает обида и злоба при одном только виде его осыпающихся перегородок, разбитых стёкол и нелепой гигантомании непонятого никем архитектора. Это фильм о мятущихся душах, об интеллигентах с принципами, но без гроша в кармане, о тех, кто не хочет войны и мирового господства, о том, что в идеале человек человеку брат, а не волк, и о том, что счастье не купишь, а свобода не продаётся. Эпохи и герои тончайшим образом сведены воедино, как чисто сюжетными пересечениями, так и невероятно стильными визуальными решениями: серо-голубая гамма цветов, как бы стесняющаяся своего присутствия в жизни людей камера, тяжёлое небо над головой. Ещё не депрессия, но уже тоска.

С другой стороны, эта картина Алексея Германа младшего стала для меня хорошим примером того, как странные, неочевидные режиссёрские решения могут серьёзно повлиять на эмоциональное восприятие картины, которая могла бы стать для меня шедевром. Прежде всего, это, конечно, попытка Германа выжать что-то из непрофессиональных актёров, которые играют в этой ленте множество главных (!!) ролей. Мне понятна логика в этом поступке: простые люди играют простых людей, тем самым делая фильм более близким и наполняя его оттенками сокровенности. Однако, актёры играют-то паршиво, и это не может не "царапать" восприятие. Так или иначе, меньше всего мне понравились именно те новеллы, в которых ключевые роли исполняют как раз дебютанты большого кино: история про двух архитекторов и новелла про наследницу. С другой сторон профессиональные актёры выжали из своих кусков всё возможное: не сказавшая ни слова Чулпан Хаматова блестяще изобразила забитого, но не сломленного жизнью подростка, а харизматичный, уверенный в себе Мераб Нинидзе отлично справился с ролью упёртого творца с кристально честной душой и пустыми карманами. Также мне не понравилось излишнее заигрывание Германа с арт-хаусными приёмами. Чёрт побери, ты снимаешь фильм о людях и для людей: к чему эти бесконечно долгие, навязчиво-пустые планы, зачем это хождение вокруг да около, мельтешение флеш-беков и прочие приёмы, за счёт которых Герман попытался передать сложность, противоречивость и даже некоторую фатальность жизни в современной России. Я не говорю, что этого не должно было быть вообще, я лишь говорю о том, что, на мой взгляд, в какой-то момент Герману изменило чувство меры.

Противоречивость картины "Под электрическими облаками" ощущается не только внутри неё самой: в каждом её кадре, в каждом новом слове и действии героев, но и в её внешнем контексте. Это фильм, который мог бы стать огромным событием в мире отечественного кинематографа, наряду с более мейнстримовыми "Левиафаном" и "Дураком", но сознательно был опущен создателями на уровень притязаний узкой арт-хаусной "тусовки", да следящих за всеми новинками кинокритиков. В этой нише фильм заслужил уважение, признание и даже любовь, но так и остался не просто не понятым, а вообще проигнорированным хоть каким-то более или менее значительным кругом любителей кинематографа. Безусловно, это сознательный выбор режиссёра: но, чёрт возьми, когда же уже умные, имеющие что сказать, творцы начнут выходить из кинематографического "подполья"?

Резюмирую: "Под электрическими облаками" — это хороший, очень глубокий и стильный фильм, который мог бы быть ещё лучше без сомнительных, на мой взгляд, постановочных решений режиссёра, и будь Герман хоть сколько-то заинтересован в том, чтобы его творение оценила не только горстка следящих за культурной жизнью страны киноманов. Однако, безусловно, это один из лучших отечественных фильмов 2015 года выпуска.

Оценка: 8 из 10

<<Перейти к списку рецензий>>

Posts from This Journal by “Кино” Tag

  • Карп отмороженный

    Карп отмороженный Год: 2018 Страна: Россия Режиссёр: Владимир Котт В ролях: Марина Неёлова, Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, Сергей Пускепалис,…

  • Mamma Mia! 2

    Mamma Mia! Here We Go Again Год: 2018 Страна: Великобритания, США Режиссёр: Ол Паркер В ролях: Аманда Сайфред, Лили Джеймс, Мэрил Стрип, Доминик…

  • Клуб миллиардеров

    Billionaire Boys Club Год: 2018 Страна: США Режиссёр: Джеймс Кокс В ролях: Энсел Элгорт, Тарон Эджертон, Кевин Спейси, Эмма Робертс, Сьюки…

Comments

( 9 комментариев — Комментировать )
lazy_rabbit
Sep. 23rd, 2016 10:41 am (UTC)
возможно, это лучшая твоя рецензия, что я читала за все 3,5 года нашего общения в ЖЖ.

я, разумеется, не могу со всем согласиться - например, вопросов к актерам у меня не возникало, да и к образной системе в комплексе претензий нет. Однако мнение твое очень понимаю - да, есть чем его обосновать.

Герой Нинидзе - это вообще один из лучших образов российского кино последних лет, кмк.
у меня в прямом смысле слова сжималось сердце на его сценах, его линия - моя любимая.

ну, в общем, ты знаешь, что этот фильм - моя огромная любовь.
kosolapov
Sep. 23rd, 2016 10:47 am (UTC)
>> возможно, это лучшая твоя рецензия, что я читала за все 3,5 года нашего общения в ЖЖ.

Не мне судить, в любом случае, большое спасибо)
Вот тебе реально не показалось, что дочка-наследница и оба архитектора играют ну очень-очень-очень паршиво? :)
Про любовь знаю, и даже понимаю.
lazy_rabbit
Sep. 23rd, 2016 11:01 am (UTC)
давно смотрела - сейчас мне сложно судить наверняка, но помню, что на момент вопроса никаких претензий у меня ни к кому не возникало. к дочке - точно, она мне понравилась очень.
i_ty_toje
Sep. 24th, 2016 06:08 am (UTC)
Полная бесповоротная гадость :))
kosolapov
Sep. 26th, 2016 09:16 am (UTC)
Бука :))
i_ty_toje
Sep. 26th, 2016 03:09 pm (UTC)
И это при том что я самый добрый в ленте!
imperators87
Sep. 25th, 2016 11:58 pm (UTC)
если кто и играл плохенько, то попавший под экскаватор архитектор, с этим я могу согласиться. Но эт единственная претензия, не позволяющая мне снизить балл фильму, который зашел мне лучше Левиафана и Дурака.
Монтаж и подача историй просто изумительны!
kosolapov
Sep. 26th, 2016 09:16 am (UTC)
Попавший под экскаватор архитектор просто играл хуже всех.. Но были и другие "фрукты" :)
imperators87
Sep. 29th, 2016 07:03 pm (UTC)
меня только он слегка раздражал, остальные были в пределах нормы)
( 9 комментариев — Комментировать )

Календарь

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Таги