Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Categories:

Кинобитва: "Анна Каренина" (2008, Россия) VS "Анна Каренина" (2012, Великобритания)

Грета Гарбо, Вивьен Ли, Татьяна Самойлова, Жаклин Биссет, Софи Марсо – всех этих великих американских, британских, советских и французских актрис объединяет факт исполнения одной и той же роли Анны Карениной в различных экранизациях романа Льва Толстого. Не умаляя заслуг этих легендарных исполнительниц, сегодня мы будем сранивать две последние заметные экранизации книги, главные роли в которых сыграли Татьяна Друбич и Кира Найтли.

Советский и российский режиссёр Сергей Соловьём задумал проект экранизации “Анны Карениной” ещё в начале 90-х, однако долгие годы денег и времени хватало лишь на вялотекущие процессы подготовительного периода, который в итоге растянулся на 15 лет. Основные трудности, как отмечал сам Соловьёв, всё-таки были связаны с финансированием. Режиссёр хотел, чтобы проект был дорогим и качественным, более того, с самого начала он желал сделать две версии: для кинотеатров или для тв-эфира, так что денег действительно требовалось много. Однако эпоха 90-х и общее падение интереса к классике не способствовали энтузиазму со стороны продюсеров и прокатчиков. В итоге непосредственно съёмочный процесс начался лишь в 2007 году и завершился через рекодные 4 месяца: просто Соловьёв к тому моменту уже точно знал, как, что, и каким образом, он будет снимать. Однако и в тот момент фильм не вышел на экраны. Тут уже вмешался сам режиссёр, у которого возникла концепция связанной трилогии фильмов: “Асса”, “Асса 2” и “Анна Каренина”, поэтому сначала ему необходимо было выпустить вторую часть своей культовой ленты. В итоге зрители увидели экранизацию романа Толстого лишь в 2009-м году.

Британский режиссёр Джо Райт работал над своей “Анной Карениной” не так долго, как его коллега по цеху Сергей Соловьёв. С идеей этой экранизации он обратился к продюсерам студии Working Titles, с которыми уже не раз сотрудничал до этого. Не сказать, чтобы руководство компании сильно впечатлила возможность сделать очередную экранизацию книги Толстого, однако было принято решение попробовать написать оригинальную трактовку романа. С этой просьбой Джо Райт обратился к известному британскому драматургу Тому Стоппарду. Тот взялся за работу с большим энтузиазмом: пять раз перечитал книгу, посмотрел все вышедшее до этого экранизации и пришёл к неутешительному выводу, что все режиссёры снимали Анну Каренину неправильно. В итоге для новой версии Джо Райт и Том Стоппард придумали уникальную концепцию: снять почти все сцены фильма в закрытых помещениях театра, подчеркнув тем самым иллюзорность и зыбкость мировоззрения Карениной и её окружения. Единственный персонаж, который предстаёт перед зрителем за пределами театральных подмостков: это Левин. Это отражает реальность его надежд и мечтаний

Из-за столь продолжительного подготовительного периода, Соловьёву пришлось дважды искать актрису на главную роль в своём фильме. Первоначально Каренину должна была играть Ирина Метлицкая, но в 97 году актриса умерла. После некоторых раздумий, Соловьёв решился на проверенный вариант: взял на роль свою бывшую супругу Татьяну Друбич, которая, играя также главную героиню в ленте “Асса”, впоследствии удачно вписалась в предложенную режиссёром концепцию. И сама Друбич и её персонаж в "Ассе 2" исполнили роль Анны Карениной. Не остановил Соловьёва и тот факт, что Друбич на момент съёмок было уже 50 лет, в то время как героине Толстого только исполнилось 26.

Джо Райту не пришлось долго думать, кого из актрис позвать исполнять роль Анны Карениной. Британская актриса Кира Найтли уже не раз сотрудничала с этим режиссёром, став звездой мирового кинематографа после таких лент Райта, как “Искупление” и “Гордость и предупреждение”. Сама Кира Найтли отмечала, что предпочла не смотреть другие экранизации прежде, чем приступить к съёмкам. Конечно, некоторые из них, в том числе варианты с Гретой Гарбо, она видела и до этого, но всё же ей хотелось избежать невольного повторения каких-либо приёмов. А вот книгу Толстого Кира Найтли перечитала, и нашла роман довольно странным и с недостаточно ярко выраженным авторским мнением по поводу действий самой Анны.

Несмотря на то, что критики в целом отозвались о картине Соловьёва в позитивном ключе, и она даже получила несколько престижных премий, простые зрители отнеслись к ленте достаточно враждебно. Обструкции подверглась и манера съёмки, и возрастной актёрский состав и режиссёрское видение замыслов Льва Толстого. Таким образом, к удачным эту версию “Анны Карениной” можно отнести лишь с большой натяжкой.

Чего нельзя сказать о картине Джо Райта: ей достались приличные кассовые сборы, 5 номинаций на премию Оскар и хорошие отзывы кинокритиков. Впрочем, в России и эта версия не была принята зрителями достаточно тепло – многим не понравилась смелая театральная концепция, а также нетрадиционные образы Вронского, Левина и самой Анны.

А какой из этих фильмов больше нравится вам?

P.S. В следующем выпуске мы проследим связь между Кристиной Орбакайте и Стивеном Кингом, а также сравним режиссёрские находки Ролана Быкова и Брайана Де Пальмы

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Вокруг_кино, Джо Райт, Кинобитва, Кира Найтли, Лев Толстой, Сергей Соловьёв, Татьяна Друбич
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments