?

Log in

No account? Create an account

Прошлая запись | Следующая запись

Сегодня в нашей передаче речь пойдёт о таком явлении, как детская жестокость и травля, которой подвергаются тихие, робкие и беззащитные школьники по всему свету, будь то Россия, Америка или Китай. На эту тему снято большое количество фильмов, но сегодня мы поговорим лишь о двух из них, советской ленте “Чучело” и американском фильме “Кэрри”.

Фильм Ролана Быкова “Чучело” поставлен по одноимённой повести советского писателя Владимира Железникова, в котором рассказывается история тихой девочки Лены Бессольцевой, подвергшейся унизительной травле в своём новом классе. Толчком к написанию книги стал случай, произошедший с внучкой автора, которая взяла на себя чужую вину, после чего весь класс объявил ей суровый бойкот. В начале 80-х повесть “Чучело” попала в руки к маленькому Павлу Санаеву, который впоследствии сам стал писателем и выпустил автобиографическую повесть “Похороните меня за плинтусом”. Заметив увлечение своего сына, актриса Елена Санаева посоветовала книгу своему второму мужу – режиссёру Ролану Быкову. Начав читать книгу вечером, к утру Ролан определился с материалом для своего будущего проекта.

Картина Брайана Де Пальмы “Кэрри” была снята за семь лет до Чучела – в 1976-м. Она также поставлена по одноимённой книге – дебютному роману будущего короля ужасов Стивена Кинга. Однако в то время это был ещё никому не известный автор небольших рассказов, которые время от времени появлялись в различных глянцевых журналах. Историю о девушке, которую активно травят её одноклассники, Кинг начал писать на спор со своим приятелем Флитом, который утверждал, что Стивену никогда не удастся посмотреть на мир глазами женщины. В итоге во многих аспектах Кингу помогала его жена Табита, а также ему, безусловно, пригодился опыт работы учителем средних классов. После успешной публикации книгу “Кэрри” заметили многие кинопродюсеры и всего спустя два года на широкие экраны вышел полнометражный фильм Брайана Де Пальмы, успех которого сделал Стивена Кинга ещё более популярным писателем.

Настоящей головной болью для Ролана Быкова стал процесс поиска актёров. По 12 часов в сутки режиссёр лично просматривал фото и кинопробы подростков. Так, например, на главную роль претендовали 17 тысяч девочек, среди которых затесалась и Кристина Орбакайте. Изначально Быков забраковал этот вариант, так как внешность Кристины не подходила образу, нарисованному в голове режиссёра, которому хотелось видеть в Лене Бессольцевой невинную жертву. Однако после того, как Быков пересмотрел своё видение и придумал другой типаж для этого персонажа, пробы Орбакайте показались ему очень успешными. Весь процесс также осложнялся тем, что чиновники Госкино постоянно ставили Быкову палки в колёса – они считали его предыдущие фильмы антисоветскими и всячески противились решению показать отечественных школьников жестокими и аморальными.Однако Быков оставался верен своей задумке и в обстановке строжайшей секретности начал съёмки фильма. Не смог помешать процессу даже несчастный случай, когда Кристина Орбакайте сломала руку. Во всех остальных сценах Ролану Быкову пришлось всячески скрывать это повреждение, а молодая актриса мужественно терпела боль.

У Брайана Де Пальма, разумеется, подобных сложностей во время съёмок не было, хотя с поиском актрисы на главную роль ему тоже пришлось помучаться. Утомительные поиски продолжались до тех пор, пока один из художников-постановщиков фильма Джек Фиск не убедил режиссёра попробовать на роль свою супругу – молодую актрису Сисси Спейсек. На кастинг актриса пришла во всеоружии: намазала себе волосы вазелином, некоторое время совсем не мыла лицо, да ещё и надела грубую моряцкую одежду швами наружу. Пробы Сисси Спейсек так понравились Де Пальме, что он незамедлительно утвердил её на роль Кэрри Уайт, после чего ни разу не пожалел о своём решении. Как и её советская визави, Сисси оказалась очень мужественной и жертвенной актрисой. Она постоянно отказывался от участия дублёрш в сложных сценах, а в одном из ключевых эпизодов даже потребовала облить её настоящей свиной кровью. Впрочем, до этого дело всё-таки не дошло, и Спейсек пришлось терпеть на себе всего лишь подкрашенный, сладкий сироп.

Как и ожидалось фильм “Чучело” вызвал огромный резонанс среди советских зрителей. Одни хвалили Ролана Быкова за дерзость и честный подход к проблеме, другие требовали уничтожить фильм, так как он позорит честь советских детей. Последних активно поддерживали чиновники госкино и представители официальной прессы. Ситуацию по слухам спасла жена Черненко, которой фильм понравился. После этого Быкову присудили Государственную премию СССР, а ленту “Чучело” стало принято хвалить.

Фильму “Кэрри”, конечно, с критикой повезло больше. Восторженные отзывы журналистов и простых критиков, две номинации на премию Оскар, а также популярность свалившаяся, как на молодых актёров, так и на Брайна Де Пальму со Стивеном Кингом – всё это заслуги ленты “Кэрри”.

А какой из этих фильмов больше нравится вам?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем, кто первым придумал представить мушкетёров Дюма в ироничном свете и почему Абдулову было не суждено сыграть Д'Артатьяна

<<Все выпуски рубрики>>


Featured Posts from This Journal

Comments

( 13 комментариев — Комментировать )
i_ty_toje
Oct. 16th, 2016 09:16 am (UTC)
Кино на мой вкус по качеству довольно близкое. Но Чучело за счет реалистичности как-то страшнее и жеще
kosolapov
Oct. 17th, 2016 05:14 am (UTC)
Надо срочно смотреть Чучело - закрывать пробелы в воспитании)
i_ty_toje
Oct. 17th, 2016 02:31 pm (UTC)
На любителя и спорно, но кино неплохое.
murzillo
Oct. 17th, 2016 04:02 pm (UTC)
ты не видел? крутое кино.
kosolapov
Oct. 18th, 2016 05:35 am (UTC)
Неа, не довелось как-то :) Посмотрю обязательно)
jacob_burns
Oct. 16th, 2016 01:03 pm (UTC)
Оба фильма безусловно достойны высшей оценки.Но на мой взгляд Чучело несравненно сильнее. Повесть Железникова я читал очень давно, роман Кэрри тоже, но гораздо позже.И позже, чем посмотрел фильм Быкова. До фльма де Пальм я только сейчас дорвался, спасибо по большому счету этому твоему "баттлу".

Вроде бы оба фильма об одном и том же - о детской жестокости и травли одноклассницы. Но есть очень серьезные концептуальные различия. Прежде всего "Кэрри" - это путь чудовища, тогда как "Чучело" - путь героя. И героиня Орбакайте в итоге одерживает грандиозную моральную победу, Кэрри же гибнет не только физически, но и как личность.

Кинг и де Пальма вслед за ним кладут основную вину за происходящее на мать Кэрри - религиозную фанатку, уже вслед за ней идет испорченная парочка в исполении Нэнси Аллен и Джона Траволты (приятно, если так можно выразиться, было посмотреть на них обоих таких молодых). Но обрати внимание, что больше злодеев в фильме нет. Наоборот, Кэрри нашла очень мощную группу поддержки в лице учительницы физкультуры и пары Томми-Норма (довольно-таки странный, кстати, сюжетный ход - Норма практически сам разрушила свои отношеняи с Томми, отдав его Кэрри). Я почти до конца, опять же кстати, думал, что Норма - хитрая стерва, которая нанесет вред куда больше, чем тупая злобная тварь Крис. И план Нормы сработал на все сто - им с Томми удалось за один перкрасный вечер сделать из Золушки принцессу. Но в Красавице жило Чудовище и после первой же (да. очень мощной) провокации чудовище взяло верх - и тут опять спасибо матери, которая это чудовище создала.

И моральный вывод у Кинга и Де Пальмы напрашивается очень неприятный, но вполне стандартный для американской культуры, которая часто эксплуатирует тему взрыва униженных и оскорбленных. Выходит, что дети изначально видели в Кэрри чудовище и инстинктивно травили его, а значит что все, что произошло с ней правильно.

Совсем другая картина в "Чучеле". Лена изначально была очень хорошим человеком. И давление окружающей среды, приключившийся с ней кошмар сделали ее сильнее. Итог повести фильма - огромный моральный урок для всего класса, отказавшегося от идеи бойкота, оставив в одиночестве Железную Кнопку. И практически простив Диму, хотя он конечно же навсегда останется в глазах одноклассников подонком.

Ну и другие отличия Чучела как фильма от Кэрри - детские роли исполняют дети. И невероятная игра Орбакайте. Образы учителей (у де Пальмы они тоже показаны людьми ограниченными, директор даже не в состоянии запомнить имя девочки, но Быков развернул это - чего стоит шедевральная сцена первого сентября - парад тупости).

У де Пальмы же играют взрослые профессиональные актеры (что дало ему возможность снять столько обнаженки в девчачьей раздевалке, сейчас и это бы не позволили), но все же профессиональная игра Сиси Спейсек (очень даже впечатляющая) подвиг меньший. чем игра маленькой Кристины.

Ну в общем Бкову слава, Орбакайте слава, Никулин там прекрасен в своей доброй беспомощности. Очевидно, что фильм Быкова более глубок, психологичен и осмыслен, Кэрри же сильный и страшный, но ужасник в стиле Хичкока (много цитат из него кстати), что накладывает свои ограничения на материал.
ks_wintersports
Oct. 16th, 2016 04:44 pm (UTC)
Вау. Захватывающий коммент.
"Кэрри" не смотрела, а "Чучело" видела кусками в детстве, но текст такой убедительный, что прямо плюсую. :)
kosolapov
Oct. 17th, 2016 05:15 am (UTC)
Ну да, всё правильно пишешь :)) Надо бы и мне Чучело посмотреть)
kosolapov
Oct. 17th, 2016 05:16 am (UTC)
Хотя на эту тему сильнее всего меня зацепил эстонский "Класс". Просто я не стал про него делать выпуск, потому что он ну вот вообще никому не известный :)
jacob_burns
Oct. 17th, 2016 02:24 pm (UTC)
На тему детской жестокости много снято. Наша же "Дорогая Елена Сергеевна" к примеру.
kosolapov
Oct. 18th, 2016 06:40 am (UTC)
Ну там же жестокость не к своему однокласснику, а в целом.. )) Хотя по настроению похоже, да)
dra_9
Oct. 16th, 2016 02:36 pm (UTC)
Честно говоря, Чучело пугало больше)
kosolapov
Oct. 17th, 2016 05:16 am (UTC)
Не сомневаюсь :)
( 13 комментариев — Комментировать )

Календарь

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Таги