Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Category:

Кинобитва: "Кэрри" (1976, США) VS "Чучело" (СССР, 1983)

Сегодня в нашей передаче речь пойдёт о таком явлении, как детская жестокость и травля, которой подвергаются тихие, робкие и беззащитные школьники по всему свету, будь то Россия, Америка или Китай. На эту тему снято большое количество фильмов, но сегодня мы поговорим лишь о двух из них, советской ленте “Чучело” и американском фильме “Кэрри”.

Фильм Ролана Быкова “Чучело” поставлен по одноимённой повести советского писателя Владимира Железникова, в котором рассказывается история тихой девочки Лены Бессольцевой, подвергшейся унизительной травле в своём новом классе. Толчком к написанию книги стал случай, произошедший с внучкой автора, которая взяла на себя чужую вину, после чего весь класс объявил ей суровый бойкот. В начале 80-х повесть “Чучело” попала в руки к маленькому Павлу Санаеву, который впоследствии сам стал писателем и выпустил автобиографическую повесть “Похороните меня за плинтусом”. Заметив увлечение своего сына, актриса Елена Санаева посоветовала книгу своему второму мужу – режиссёру Ролану Быкову. Начав читать книгу вечером, к утру Ролан определился с материалом для своего будущего проекта.

Картина Брайана Де Пальмы “Кэрри” была снята за семь лет до Чучела – в 1976-м. Она также поставлена по одноимённой книге – дебютному роману будущего короля ужасов Стивена Кинга. Однако в то время это был ещё никому не известный автор небольших рассказов, которые время от времени появлялись в различных глянцевых журналах. Историю о девушке, которую активно травят её одноклассники, Кинг начал писать на спор со своим приятелем Флитом, который утверждал, что Стивену никогда не удастся посмотреть на мир глазами женщины. В итоге во многих аспектах Кингу помогала его жена Табита, а также ему, безусловно, пригодился опыт работы учителем средних классов. После успешной публикации книгу “Кэрри” заметили многие кинопродюсеры и всего спустя два года на широкие экраны вышел полнометражный фильм Брайана Де Пальмы, успех которого сделал Стивена Кинга ещё более популярным писателем.

Настоящей головной болью для Ролана Быкова стал процесс поиска актёров. По 12 часов в сутки режиссёр лично просматривал фото и кинопробы подростков. Так, например, на главную роль претендовали 17 тысяч девочек, среди которых затесалась и Кристина Орбакайте. Изначально Быков забраковал этот вариант, так как внешность Кристины не подходила образу, нарисованному в голове режиссёра, которому хотелось видеть в Лене Бессольцевой невинную жертву. Однако после того, как Быков пересмотрел своё видение и придумал другой типаж для этого персонажа, пробы Орбакайте показались ему очень успешными. Весь процесс также осложнялся тем, что чиновники Госкино постоянно ставили Быкову палки в колёса – они считали его предыдущие фильмы антисоветскими и всячески противились решению показать отечественных школьников жестокими и аморальными.Однако Быков оставался верен своей задумке и в обстановке строжайшей секретности начал съёмки фильма. Не смог помешать процессу даже несчастный случай, когда Кристина Орбакайте сломала руку. Во всех остальных сценах Ролану Быкову пришлось всячески скрывать это повреждение, а молодая актриса мужественно терпела боль.

У Брайана Де Пальма, разумеется, подобных сложностей во время съёмок не было, хотя с поиском актрисы на главную роль ему тоже пришлось помучаться. Утомительные поиски продолжались до тех пор, пока один из художников-постановщиков фильма Джек Фиск не убедил режиссёра попробовать на роль свою супругу – молодую актрису Сисси Спейсек. На кастинг актриса пришла во всеоружии: намазала себе волосы вазелином, некоторое время совсем не мыла лицо, да ещё и надела грубую моряцкую одежду швами наружу. Пробы Сисси Спейсек так понравились Де Пальме, что он незамедлительно утвердил её на роль Кэрри Уайт, после чего ни разу не пожалел о своём решении. Как и её советская визави, Сисси оказалась очень мужественной и жертвенной актрисой. Она постоянно отказывался от участия дублёрш в сложных сценах, а в одном из ключевых эпизодов даже потребовала облить её настоящей свиной кровью. Впрочем, до этого дело всё-таки не дошло, и Спейсек пришлось терпеть на себе всего лишь подкрашенный, сладкий сироп.

Как и ожидалось фильм “Чучело” вызвал огромный резонанс среди советских зрителей. Одни хвалили Ролана Быкова за дерзость и честный подход к проблеме, другие требовали уничтожить фильм, так как он позорит честь советских детей. Последних активно поддерживали чиновники госкино и представители официальной прессы. Ситуацию по слухам спасла жена Черненко, которой фильм понравился. После этого Быкову присудили Государственную премию СССР, а ленту “Чучело” стало принято хвалить.

Фильму “Кэрри”, конечно, с критикой повезло больше. Восторженные отзывы журналистов и простых критиков, две номинации на премию Оскар, а также популярность свалившаяся, как на молодых актёров, так и на Брайна Де Пальму со Стивеном Кингом – всё это заслуги ленты “Кэрри”.

А какой из этих фильмов больше нравится вам?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем, кто первым придумал представить мушкетёров Дюма в ироничном свете и почему Абдулову было не суждено сыграть Д'Артатьяна

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Брайан Де Пальма, Вокруг_кино, Кинобитва, Кристина Орбакайте, Ролан Быков, Сисси Спейсек
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Featured Posts from This Journal