Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Categories:

Кинобитва: "Аленький цветочек" (СССР, 1952) VS "Красавица и чудовище" (США, 1991)

Одной из самых популярных европейских народных волшебных сказок является сюжет о красавице и чудовище, под личиной которого скрывается прекрасный принц, давным-давно проклятый злой феей. Одной из самых известных в мире экранизаций этой сказки, безусловно, является мультфильм студии Уолта Диснея, который так и называется “Красавица и чудовище”. В СССР, однако, эта сказка и её одноимённая экранизация известны под названием “Аленький цветочек”.

Советский полнометражный анимационный фильм “Аленький цветочек” был снят в 1952 году на студии Союзмультфильм режиссёром Львом Атамановым. В основу картины была положена сказка Сергея Аксакова, русского писателя XIX века. Впервые он услышал эту историю ещё в детстве из уст ключницы Пелагеи, которая рассказывала юному Серёже сказки во время его болезни. Спустя много лет, во время работы над собственной автобиографией, Аксаков вспомнил ключницу и её сказки, одна из который сильнее других запала ему в душу. В качества приложения к роману, писатель записал сказку и дал ей название “Аленький цветочек”. Почти век спустя режиссёр-мультипликатор Лев Атаманов почувствовал интерес к созданию эпических, народных сказок. Тогда он обратил внимание на спектакль “Аленький цветочек”, который с большим успехом играли в театре имени Пушкина такие будущие звёзды, как Владимир Высоцкий и Вера Алентова. Атаманов немного переработал сюжет, наделил главную героиню именем Настенька и приступил к съёмкам.

Мультфильм “Красавица и чудовище” был снят на студии Уолта Диснея и вышел в широкий прокат в 1991 году. Вряд ли создатели этой картины когда-либо читали сказку, записанную Сергеем Аксаковым. Скорее всего они основывались на версии, изданной несколько веков назад француженкой Жанной-Мари Лепренс де Бомон, именно эта вариация народного сюжета по традиции попадает в приложение к сказкам другого известного французского писателя Шарля Перро. Как бы то ни было, известно, что интерес к этому сюжету проявлял ещё сам Уолт Дисней в конце 30-х на волне успеха мультфильма “Белоснежка и семь гномов”. Однако все его многочисленные попытки начать процесс экранизации этой сказки заканчивались неудачей, и в итоге сам Уолт так и не успел реализовать этот проект. Прошло ещё почти 30 лет после смерти великого Диснея, прежде чем были развеяны все сомнения его последователей-продюсеров по поводу потенциальной прибыльности сказки “Красавица и чудовище”. Поводом к этому стал успех картины “Русалочка”, сразу же после выпуска которой начались съёмки американской версии “Аленького цветочка”.

Картину “Аленький цветочек” Лев Атаманов снимал, используя редкую для того времени анимационную технику “ротоскопирования”, которая заключается в том, что сначала живые актёры играют все ключевые сцены, а лишь затем их движения при помощи специального оборудования переносятся на бумагу. В СССР эта техника появилась ещё в 20-е годы и получила название “эклер”, так называлась фирма-изготовитель используемого проекционного аппарата. Её применение вызывало споры даже среди именитых аниматоров. В то время, как Лев Атаманов корпел над “Аленькиным цветочком”, его коллега Иванов-Вано сделал доклад, в котором назвал “эклер” временной мерой, с помощью которой на данный момент устраняется недостаток профессионализма у мультипликаторов. Так это было или нет, но Атаманову понравилось работать в этой технике, ведь так ему, например, удалось пообщаться с великим актёром Михаилом Астанговым, который исполнил роль Чудовища.

Мультфильм “Красавица и чудовище” был создан при разумном совмещении традиционного ручного метода рисования и вполне доступных к тому моменту компьютерных технологий. При этом в персонажах картины так или иначе проявлялись черты живых, реально существующих людей. Так, например, привычка главной героини красавицы Белль поправлять волосы была взята от сценаристки студии Шерри Стоунер, а глуповатый красавец Гастон внешне похож на озвучившего его актёра Ричарда Уайта. Чудовище, разумеется, не было похоже ни на кого, его образ был создан художником Гленом Кином, который соединил воедино элементы от льва, буйвола, кабана, гориллы, волка и медведя. И лишь голубые глаза этого персонажа наводили на мысль о прекрасном принце, скрывающимся внутри.

К сожалению, оригинальная плёнка с мультфильмом “Аленький цветочек” со временем так устарела, что картину в 2001 году пришлось не только реставрировать, но и переозвучивать, что понравилось далеко не всем любителям советского кинематографа. В любом случае “Аленький цветочек” остаётся одним из самых любимых и известных мультфильмов в истории отечественного кино.

Лента “Красавица и чудовище” добилась настоящего триумфа в год своего выхода, собрав в мировом прокате почти в 10 раз больше заявленного бюджета картины. К тому же она стала первой мультипликационной лентой в истории премии Оскар, номинированной на звание “Лучшего фильма”, а спустя 11 лет была внесена в национальный реестр фильмов, став культурным достоянием США.

А какой из этих мультфильмов больше нравится вам?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем, что объединяет американского писателя Стивена Кинга и советского мультипликатора Юрия Норштейна

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Вокруг_кино, Кинобитва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Featured Posts from This Journal