?

Log in

No account? Create an account

Прошлая запись | Следующая запись

Одной из самых популярных европейских народных волшебных сказок является сюжет о красавице и чудовище, под личиной которого скрывается прекрасный принц, давным-давно проклятый злой феей. Одной из самых известных в мире экранизаций этой сказки, безусловно, является мультфильм студии Уолта Диснея, который так и называется “Красавица и чудовище”. В СССР, однако, эта сказка и её одноимённая экранизация известны под названием “Аленький цветочек”.

Советский полнометражный анимационный фильм “Аленький цветочек” был снят в 1952 году на студии Союзмультфильм режиссёром Львом Атамановым. В основу картины была положена сказка Сергея Аксакова, русского писателя XIX века. Впервые он услышал эту историю ещё в детстве из уст ключницы Пелагеи, которая рассказывала юному Серёже сказки во время его болезни. Спустя много лет, во время работы над собственной автобиографией, Аксаков вспомнил ключницу и её сказки, одна из который сильнее других запала ему в душу. В качества приложения к роману, писатель записал сказку и дал ей название “Аленький цветочек”. Почти век спустя режиссёр-мультипликатор Лев Атаманов почувствовал интерес к созданию эпических, народных сказок. Тогда он обратил внимание на спектакль “Аленький цветочек”, который с большим успехом играли в театре имени Пушкина такие будущие звёзды, как Владимир Высоцкий и Вера Алентова. Атаманов немного переработал сюжет, наделил главную героиню именем Настенька и приступил к съёмкам.

Мультфильм “Красавица и чудовище” был снят на студии Уолта Диснея и вышел в широкий прокат в 1991 году. Вряд ли создатели этой картины когда-либо читали сказку, записанную Сергеем Аксаковым. Скорее всего они основывались на версии, изданной несколько веков назад француженкой Жанной-Мари Лепренс де Бомон, именно эта вариация народного сюжета по традиции попадает в приложение к сказкам другого известного французского писателя Шарля Перро. Как бы то ни было, известно, что интерес к этому сюжету проявлял ещё сам Уолт Дисней в конце 30-х на волне успеха мультфильма “Белоснежка и семь гномов”. Однако все его многочисленные попытки начать процесс экранизации этой сказки заканчивались неудачей, и в итоге сам Уолт так и не успел реализовать этот проект. Прошло ещё почти 30 лет после смерти великого Диснея, прежде чем были развеяны все сомнения его последователей-продюсеров по поводу потенциальной прибыльности сказки “Красавица и чудовище”. Поводом к этому стал успех картины “Русалочка”, сразу же после выпуска которой начались съёмки американской версии “Аленького цветочка”.

Картину “Аленький цветочек” Лев Атаманов снимал, используя редкую для того времени анимационную технику “ротоскопирования”, которая заключается в том, что сначала живые актёры играют все ключевые сцены, а лишь затем их движения при помощи специального оборудования переносятся на бумагу. В СССР эта техника появилась ещё в 20-е годы и получила название “эклер”, так называлась фирма-изготовитель используемого проекционного аппарата. Её применение вызывало споры даже среди именитых аниматоров. В то время, как Лев Атаманов корпел над “Аленькиным цветочком”, его коллега Иванов-Вано сделал доклад, в котором назвал “эклер” временной мерой, с помощью которой на данный момент устраняется недостаток профессионализма у мультипликаторов. Так это было или нет, но Атаманову понравилось работать в этой технике, ведь так ему, например, удалось пообщаться с великим актёром Михаилом Астанговым, который исполнил роль Чудовища.

Мультфильм “Красавица и чудовище” был создан при разумном совмещении традиционного ручного метода рисования и вполне доступных к тому моменту компьютерных технологий. При этом в персонажах картины так или иначе проявлялись черты живых, реально существующих людей. Так, например, привычка главной героини красавицы Белль поправлять волосы была взята от сценаристки студии Шерри Стоунер, а глуповатый красавец Гастон внешне похож на озвучившего его актёра Ричарда Уайта. Чудовище, разумеется, не было похоже ни на кого, его образ был создан художником Гленом Кином, который соединил воедино элементы от льва, буйвола, кабана, гориллы, волка и медведя. И лишь голубые глаза этого персонажа наводили на мысль о прекрасном принце, скрывающимся внутри.

К сожалению, оригинальная плёнка с мультфильмом “Аленький цветочек” со временем так устарела, что картину в 2001 году пришлось не только реставрировать, но и переозвучивать, что понравилось далеко не всем любителям советского кинематографа. В любом случае “Аленький цветочек” остаётся одним из самых любимых и известных мультфильмов в истории отечественного кино.

Лента “Красавица и чудовище” добилась настоящего триумфа в год своего выхода, собрав в мировом прокате почти в 10 раз больше заявленного бюджета картины. К тому же она стала первой мультипликационной лентой в истории премии Оскар, номинированной на звание “Лучшего фильма”, а спустя 11 лет была внесена в национальный реестр фильмов, став культурным достоянием США.

А какой из этих мультфильмов больше нравится вам?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем, что объединяет американского писателя Стивена Кинга и советского мультипликатора Юрия Норштейна

<<Все выпуски рубрики>>


Featured Posts from This Journal

Comments

( 16 комментариев — Комментировать )
ks_wintersports
Dec. 11th, 2016 05:48 am (UTC)
Я поклонница советской мультипликации с оригинальной озвучкой, поэтому помню то разочарование, когда в "Аленьком цветочке" появились неприятные голоса. А к Диснею отношусь равнодушно, точнее, никак не отношусь, потому что целиком ни одного мульта, по-моему, не смотрела. Озвучка тут тоже свою роль играет: как-то истерически персонажи разговаривают, слышать неприятно.

Ну и вообще даже просто облик героев - необязательно именно этого мультика, а в принципе - это целый культурный пласт, и мне ближе "свое".

И техника "эклер", кстати, мне тоже очень нравится.
kosolapov
Dec. 12th, 2016 05:36 am (UTC)
Не смотрел Цветочек сам, поэтому не могу ничего сказать по теме ))
vasiliitierkin
Dec. 11th, 2016 05:51 am (UTC)
Естественно Аленький цветочек.
Ведь там Нааастенька!
kosolapov
Dec. 12th, 2016 05:36 am (UTC)
ну если по этому критерию, то да :) Тем более, что у меня жена Настя))
jacob_burns
Dec. 11th, 2016 07:26 am (UTC)
Ну диснея я не смотрел, я его вообще не перевариваю. А вот Аленький цветочек очень мил. Забавно, что буквально на днях я вел оживленную дискуссию про метафорическое значение этой сказки (точнее разговор зашел о Красавице и чудовище, а я говорил о Цветочке). Мой оппонент утверждал, что там идет речь о стокгольмском синдроме, я же считаю, что там проще идея - за некрасивой внешностью скрывает прекрасный человек.

И как раз подумал, что более поздняя и очевидная версия цветочка - Как царь Петр арапа женил, что по сути абсолютно та же история. Там что инфа про Высоцкого очень в тему оказалась.
kosolapov
Dec. 12th, 2016 05:37 am (UTC)
А ещё тогда "Человек-слон" Линча в ту же копилку, если уж совсем широким гребнем грести))
jacob_burns
Dec. 12th, 2016 06:04 am (UTC)
Не скажу за человека-слона, но у Арапа практически повторены все сюжетные ходы "Цветочка". В интерпретации, естественно. Сначала семья невесты дико косячит с (склероз) то ли с поставкой пушек для армии, то ли с кораблем (просто начало очень"Табачного капитана" напоминает, они немного у меня путаются). Это жквивалент срыва аленького цветка В результате заключается соглашение, что они выдают дочь за персонажа Высоцкого, который позиционируется как приемный сын Петра (не юридически, а по сути отношений). Ну и дальше все идет почти ровно по сценарию Цветочка - и отношение в семье к арапу, и завязывание отношений, и попытка арапа отпустить невесту, после чего она к нему приходит уже добровольно и осознанно. Ну очень четкая связь между этими сюжетами.
vredina_
Dec. 11th, 2016 11:54 am (UTC)
Не помню таких ярких впечатлений от Цветочка как были от Красавицы. Реально восторг был в детстве на очень долгое время. После юных лет не пересматривала ни тот, ни тот.
kosolapov
Dec. 12th, 2016 05:37 am (UTC)
У меня в детстве были другие заезженные Диснеевские кассеты (Король-Лев и Аладдин), но мысль я понял и поддерживаю)
lirik92
Dec. 11th, 2016 02:15 pm (UTC)
Красавица и чудовище. Бэлль - моя первая любовь, в конце концов.
kosolapov
Dec. 12th, 2016 05:38 am (UTC)
А как же Гаечка?! :)
lirik92
Dec. 12th, 2016 11:18 am (UTC)
Бэлль в мою жизнь успела ворваться раньше)
pol_ned
Dec. 11th, 2016 03:20 pm (UTC)
совсем в раннем детстве любил "Аленький цветочек", потом лет в 10 увидел "Красавицу и чудовище" и был в восторге, частенько пересматривал. Потом долгое время не смотрел ни то ни другое, а недавно что-то торкнуло и пересмотрел, поняв, что из Диснея вырос, а вот "Аленький цветочек" по прежнему крут:).
Дисней не нравится тем, что в принципе, там же все всегда одинаковые даже визуально и красавица мало чем отличается от принцессы из "Алладина". короче, Дисней хорош, но это действительно качественная, но все же массовая культура, а "Аленький цветочек" ручная работа и предмет гордости.
kosolapov
Dec. 12th, 2016 05:39 am (UTC)
Вот не могу согласиться с мыслью, что массовая культура априори хуже ручной работы :) Это причём всего, что угодно, касается. Не только кино)

Edited at 2016-12-12 05:40 am (UTC)
pol_ned
Dec. 12th, 2016 06:26 am (UTC)
а я не говорю, что хуже, но это другая весовая категория, как сравнивать индивидуально сшитый для тебя костюм и купленный в супермаркете. и то и другое может быть хорошо, но в первом случае "другого такого нет":)
ksen_x
Dec. 18th, 2016 05:03 pm (UTC)
Мне сложно выбрать, поэтому не буду, люблю и то и другое, каждый по-своему хорош. Единственное, что в детстве до усера боялась этого чудвища из Аленького цветочка, такой он крипотный, успокаивало только знание сюжета) А диснеевское чудище ну такое, нормальное)) Но в Аленьком цветочке, конечно, больше души, искренности что ли, ну может просто родное так воспринимается, родной язык, теплота) Но диснеевский мультик так же радует очень интересными персонажами, как Люмьер, который подсвечник) Ну и вообще интересный мульт с хорошим сюжетом)
( 16 комментариев — Комментировать )

Календарь

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Таги