Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Categories:

Кинобитва: "Тот самый Мюнхгаузен" VS "Приключения барона Мюнхгаузена"

Имя такого литературного перснонажа, как барон Мюнхгаузен известно далеко за пределами Германии, первоначального места его возникновения. Барон несколько раз становился героем мультфильмов и художественных лент в разных странах, в том числе в СССР и Великобритании. Сегодня мы сравним, пожалуй, две самые известные ленты об этом персонаже – картину Марка Захарова “Тот самый Мюнхгаузен” и фильм Терри Гиллиама “Приключения барона Мюнхгаузена”

Немногие знают, но человек по имени Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен это реальная историческая личность, немецкий военный живший в 18 веке. В возрасте 17 лет, будучи молодым пажом, он уехал из Германии в Россию, где мог рассчитывать на блестящую военную карьеру. Однако спустя 15 лет, уже в звании ротмистра, он отбыл в Германию якобы в отпуск, после чего так обратно в Россию и не вернулся. На родине же он прославился среди местных жителей, как рассказчик поразительных историй о своих похождения в далёкой и холодной России. В итоге это закончилось тем, что два немецких поэта - Рудольф Распе, а затем и Готфрид Бюргер, сделали из барона Мюнхгаузена комического литературного персонажа, выпустив несколько сборников с его байками и небылицами.

Кинематографическая история барона началась ещё в начале XX века, когда французский кинематографист-первопроходец Жорж Мельес снял про него один из своих первых короткометражных фильмов. С 40-х годов про Мюнхгаузена уже начали снимать полнометражные фильмы и мультики, однако первой картиной, действительно заслуживающей внимания, стала лента Марка Захарова 79 года под названием “Тот самый Мюнхгаузен”. Автором сценария стал советский писатель-сатирик Григорий Горин, который использовал для фильма свою собственную пьесу под названием “Самый правдивый”. Марк Захаров увидел её постановку в Театре Советской Армии и, заинтересовавшись образом мудрого шута, вселяющего в людей веру в чудеса, предложил Горину сотрудничество.

В отличие от советского фильма, британская картина Терри Гиллиама 88-го года выпуска основана именно на росказнях барона Мюнхгаузена, а не на его биографии. Известный режиссёр и комик решил закрыть этой лентой свою условную Трилогию Воображения, начатую в таких фильмах, как “Бандиты во времени” и “Бразилия”. Гиллиама интересовала тематика современного, сошедшего с ума общества и желания персонажа вырваться из его пут любыми доступными способами, а уж барон Мюнхгаузен подходил под это описание, как никто другой.

Как это часто бывает, главной проблемой для Марка Захарова при подготовке к съёмкам фильма “Тот самый Мюнхгаузен” стал подбор актёров на главные роли. С Олегом Янковским режиссёр определился практически сразу, однако, много времени ему пришлось потратить на то, чтобы убедить членов худсовета и Григория Горина в правильности этого выбора, всё таки Янковский до этого зарекомендовал себя больше в качестве драматического актёра. В роли его возлюбленной Марты Захаров рассматривал несколько актрис своего театра, и уже почти утвердил на роль Татьяну Догилеву, однако в итоге решил не отвлекать её от спектаклей и позвал актрису со стороны – Елену Кореневу. Площадку для съёмок подобрали непосредственно в ГДР. Местом действия стал старинный городок Вернигерод, окружённый очаровательными лугами и лесами.

Проблемы Терри Гиллиама возникшие во время съёмок ленты “Приключения барона Мюнхгаузена” и вовсе чуть не поставили крест на фильме. Плохо было всё: Гиллиам не мог вписаться в предоставленный ему бюджет, постоянно затевал ссоры с продюсерами, увяз в процессе смены власти на студии Колумбия, на ходу менял основные сюжетные линии фильма и никак не мог объяснить хоть кому-то, чего же он хочет в итоге добиться. Многие актёры, задействованные в съёмках этого фильма, в последствии утверждали, что это был настоящий кошмар. Особенно негодовала юная актриса Сара Полли, которой на момент съёмок было всего 9 лет. Она утверждала, что рядом с ней постоянно что-то взрывалось и ей приходилось подолгу находиться в ледяной воде.

С первого же показа по телевидению фильма Марка Захарова “Тот самый Мюнхгаузен” стал пользоваться огромной популярностью у зрителей, ну а сейчас, спустя 35 лет, он остаётся одним из самых любимых советских фильмов, практически эталоном трагикомического жанра. Например, в городе Саратове, в котором вырос Олег Янковский, ему установлен памятник как раз в образе барона Мюнхгаузена.

А вот слава картины Терри Гиллиама оказалась более противоречивой. С треском провалившись в прокате, ей тем не менее удалось получить несколько престижных наград и 4 номинации на премию Оскар. Спустя годы картина приобрела статус культовой, хотя многие зрители и по сей день считают её как минимум странной, а то и вовсе называют полным бредом.

А какой из этих фильмов больше нравится вам?

P.S. А в следующий раз мы узнаём на съёмках какого фильма команда Тарковского случайно подожгла храм и за сколько дней Ингмар Бергман снял один из самых известных своих фильмов.

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Вокруг_кино, Кинобитва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments