Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Category:

Кинобитва: "Игла" (СССР, 1988) VS "Реквием по мечте" (США, 2000)

Наркотики – это одна из самых тяжёлых, но при этом и самых популярных тем, используемых в кинематографе. Сотни и сотни режиссёров принимали вызов и брали на себя ответственность за честный и непредвзятый анализ одной из самых спорных страниц в истории человечества. Сегодня мы сравним две картины, у которых гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд: советскую драму под названием “Игла” и американскую ленту “Реквием по мечте”

Художественный фильм “Игла” был снят в 1988 году казахским режиссёром-дебютантом Рашидом Нугмановым. В то время он вместе со своим братом Муратом, будущим оператором этой картины, учился во ВГИКе на курсах известного режиссёра Владимира Соловьёва. Курсовой работой Рашида стал документальный фильм о советском роке под названием “Иа-хха”, на съёмках которого он и познакомился с лидером группы Кино Виктором Цоем. В качестве дипломного проекта Нугманов решил снять полнометражный фильм о борьбе главного героя с алматинской наркомафией, в липкие сети которой попалась его близкая подруга. Рашид сразу же решил, что Цой мог бы исполнить главную роль в этом фильме. Легендарного музыканта не пришлось долго уговаривать, ему понравился сюжет и привлекла возможность сняться не у известного режиссёра в дорогом проекте, а у дебютанта, где никто и ничто не будет ограничивать его творческие эксперименты. В этом плане фильм стал торжеством естественности и непринуждённости, главные роли исполнили ещё не примелькавшиеся зрителям актёры-дебютанты, друзья и знакомые Рашида: это и сам Цой, и лидер группы “Звуки Му” Пётр Мамонов, а также Марина Смирнова и Александр Баширов.

Нельзя сказать, что у американского режиссёра Даррена Аронофски в конце 90-х совсем не было никакого опыта в кинематографе, однако он всё равно являлся молодым, начинающим и почти никому не известным постановщиком. Ещё с подросткового возраста Даррен увлёкся прозой драматического писателя Хьюберта Селби-младшего, поэтому сразу же как представилась возможность, он решил экранизировать его мрачный роман “Реквием по мечте”, в котором описывается неотвратимая деградация людей, подсевших на наркотические средства. Селби-младшему понравился сценарий и он дал своё согласие на съёмки. Также как и Нугманов, Аронофски хотел, чтобы в его фильме сыграли не самые известные актёры, готовые к тому же выйти за рамки привычных для себя образов и возможностей. Так на главную роль он позвал начинающего актёра и музыканта Джареда Лето, заставив его похудеть на 13 килограммов. Странным и неожиданным решением также стало приглашение на одну из ролей актёра Марлона Уайанса, который к тому моменту успел зарекомендовать себя исключительно в качестве комедийного исполнителя.

Во время съёмок фильма “Игла” Рашид Нугманов уделял большое внимание пейзажам и локациям картины, а также её музыкальному и звуковому сопровождению. Режиссёр хотел вовлечь будущих зрителей в действие, заворожить их ритмом, пластикой и звуком. Поэтому он потратил много времени, подбирая различные фоновые звуки и мелодии, начиная от инструментальных версий песен группы Кино, заканчивая невнятными обрывками радио и телепередач, которые становились как бы комментариями для происходящих в кадре событий. В качестве съёмочных локаций, помимо родного города Алма-Аты, Нугманов также выбрал меланхоличные пейзажи Аральского моря, которые удачно вписались в общее, мрачное настроение картины.

Даррен Аронофски, снимая “Реквием по мечте”, также хотел использовать различные новаторские визуальные приёмы и тоже уделил много внимания звуковому сопровождению. Чтобы передать трагичность ситуации, крах жизненных ориентиров главных героев, их разобщённость и беспокойство, в ход шли всевозможные технические ухищрения: различные фильтры, сверширокоугольная оптика, рапидные съёмки, а также специальные приспособления, позволяющие крепить камеру на актёрах и снимать их лицо в движении. Над звуком также пришлось основательно потрудиться. Как и в случае с Нугмановым на поиски подходящих эффектных шумов ушли долгие месяцы: Аронофски хотел подобрать соответствующий звук для каждого непрерывного фрагмента, которых в этом фильме из-за постоянной быстрой смены кадров оказалось в три раза больше, чем обычно.

Фильм “Игла” стал одним из лидеров советского проката в 1988 году, во многом, конечно, из-за участия в нём Виктора Цоя, который был признан лучшим актёром года по версии журнала “Советский экран”. Ну а режиссёр картины Рашид Нугманов, благодаря успеху этой ленты, получил пост секретаря Союза кинематографистов Казахстана.

Несмотря на ограниченный прокат, обусловленный серьёзными ограничениями по возрасту, картине “Реквием по мечте” удалось добиться успеха у зрителей, что открыло Даррену Аронофски двери в мир большого кино. Лента была номинирована на Оскар и Золотой Глобус, а в данный момент носит статус культовой.

А какой из этих фильмов больше нравится вам?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем, какая плюшевая игрушка послужила образцом для творчества иллюстратора Эрнеста Шеппарда, а также куда в СССР пропал Кристофер Робин

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Вокруг_кино, Кинобитва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments