Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Categories:

Кинобитва: "Терминатор" (1984, США) VS "Гостья из будущего" (1984, СССР)

Главный герой фильма оказывается втянут в разборку добрых и злых персонажей, прибывших в наше время из далёкого будущего. Это “Терминатор” подумают многие из читателей. Всё верно. Но под это описание удивительным образом также подходит и советская картина “Гостья из будущего”, вышедшая в тоже время, что и культовые похождения злодейского Арнольда Шварценеггера.

Советский сериал “Гостья из будущего” был снят в середине 80-х по повести писателя-фантаста Кира Булычёва под названием “Сто лет тому вперёд”, входящей в цикл произведений о приключениях Алисы Селезнёвой, девочки из будущего. Книга была написана ещё в 78-м и в ней Булычёв пофантазировал на тему перемещений во времени: сначала в будущее попадает современный школьник Коля, а затем он и Алиса отправляются в наше время, где вступают в противостояние с космическими пиратами. Булычёву, кстати, в своей версии будущего удалось предсказать многие вещи, которые в итоге стали реальностью: к примеру, сотовые телефоны, планшеты и летающие дроны.

Сюжет Терминатора приснился его создателю Джеймсу Кэмерону в 1981 году во время работы над второсортным фильмом ужасов “Пираньи 2”. Режиссёр увидел в лихорадочном сне человека с красным глазом, преследующего молодую женщину. После выздоровления Кэмерон разработал сценарий в котором этот страшный человек является роботом и прибыл из будущего, чтобы уничтожить мать лидера повстанцев в борьбе с силами киберармии. Для создания этого сюжета Кэмерон обобщил опыт нескольких предыдущих поколений кинематографистов и литераторов: роботы облечённые в человеческую плоть и преследующие людей уже становились героями многочисленных сюжетов, не говоря уж об идее перемещения во времени и создания эффекта бабочки. Впрочем, в то, что Кэмерон читал повесть Кира Булычёва “Сто лет тому вперёд”, верится слабо.

Режиссёром мини-сериала “Гостья из будущего” решил выступить старый знакомый Булычёва - Павел Арсенов, которому уже не впервой было работать на съёмочной площадке с большим количеством детей, так что он относительно легко справился с кастингом, хоть для этого и пришлось просмотреть десятки пионеров со всего Союза. Наташу Гусеву на роль Алисы выбрали практически случайно, она пришла поддержать подругу на пробах и неожиданно обратила на себя внимание Булычёва и Арсенова. А вот воплотить на экране локации будущего и кабину машины времени оказалось не так просто. Для создания коридора Института времени были закуплены сотни лампочек накаливания, которые вставили в специальные короба из матового стекла. Для входной группы института сделали огромный макет, который подвешивали на тросах и перемещали по Ботаническому саду. Для интерьеров космопорта пришлось выписывать специальные стеклянные трубки с химического завода и надеяться, что они доживут до съёмок соответствующего эпизода, а для создания пульта машины времени пришлось разобрать несколько кубиков Рубика. Кстати, в Гостье из Будущего, как и в Терминаторе, присутствовал робот-персонаж, которого звали Вертер. Этот образ воплотил на экране актёр Евгений Герасимов исключительно за счёт походки, пластики и поставленной речи. Разве что в сцене убийства Вертера актёру в костюм вставили металлические пластины с пиропатраноми, которые он активировал, когда пираты стреляли в него из бластеров.

Удивительно, но примерно в то самое время, когда снимался советский мини-сериал про Алису, американский режиссёр Джеймс Кэмерон окончательно отказался от идеи сюжета, происходящего в будущем. Ему как режиссёру-дебютанту не хватило бы ни денег, ни мастерства, ни технического оснащения, чтобы реализовать все свои фантастические задумки. Так что сюжет “Терминатора” был перемещён в современность. Ограниченный материально, Кэмерон был вынужден выбрать всего несколько сцен, в которых он мог бы применить визуальные эффекты. Его выбор пал на два эпизода: начальную сцену боя в будущем и заключительную сцену появления Терминатора, лишившегося человеческой оболочки. Во всех остальных эпизодах режиссёр, как и его советские коллеги, выкручивался, как мог, применяя различные механические и оптические кинематографические приёмы. С кастингом, кстати, тоже всё было не очень просто. Изначально Кэмерон думал, что его робот-лазутчик не должен выделяться в толпе и планировал пригласить на роль актёра Ларса Хенриксена, однако продюсеры навязали ему кандидатуру Арнольда Шварценеггера, который совершенно не попадал в придуманный Кэмероном образ. Впрочем, вряд ли впоследствии режиссёр когда-либо жалел об этом.

“Гостья из будущего” в момент выхода на экраны была принята достаточно прохладно, однако впоследствии этому мини-сериалу удалось завоевать расположение публики и стать одним из культовых советских детских фильмов.

Ну а об успехе Терминатора много говорить не приходится. Даже спустя 30 лет на экраны продолжают выходить его многочисленные продолжения, а количество поклонников франшизы уже давно исчисляется миллионами человек.

А какой фильм вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем, как Раймонд Паулс перешёл дорогу Владимиру Высоцкому, и кому не угодил высокий рост Алана Рикмана

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Вокруг_кино, Кинобитва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments