Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Categories:

Кинобитва: "Пирамммида" (Россия, 2011) VS "Волк с Уолл-стрит" (США, 2013)

Истории великих обманов и беспринципных обманщиков всегда привлекали особое внимание как писателей, так и кинематографистов. А если уж про свои денежные махинации рассказывает манипулятор собственной персоной, то такой материал и вовсе на вес золота. Сегодня мы сравним две картины, поставленные по автобиографическим книгам двух не самых однозначных личностей: создателя отечественной финансовой пирамиды Сергея Мавроди и крупного брокера с Уолл-стрит Джордана Белфорта.

Картина Эльдара Салаватова “Пирамммида” вышла в прокат в 2011 году и была поставлена по одноимённой книге Сергея Мавроди, российского предпринимателя и создателя печально известного акционерного общества “МММ”, взбудоражившего всю страну в 90-х. Попав в тюрьму по статье “мошенничество” Мавроди занялся политической и литературной деятельностью. Помимо большого художественного сборника новелл “Сын Люцифера”, финансовый мошенник написал также несколько автобиографических повестей, одна из которых, повествует о начале 90-х и первых шагах математика Мавроди в качестве бизнесмена и основателя финансовой пирамиды. Эта книга привлекла внимание продюсера Сергея Ливнёва, который, благодаря дружбе с режиссёром рекламных роликов МММ Бахытом Килибаевым, смог оказаться среди первых читателей тюремных рукописей Мавроди. Ливнёв пригласил в проект молодого режиссёра Эльдара Салаватова, набрал команду для адаптации книги “Пирамида” в одноимённый киносценарий и запустил долгий производственный процесс.

Американская картина “Волк с Уолл-стрит” была снята знаменитым режиссёром Мартином Скорсезе в 2013-м году. Основой для этого фильма стала автобиографическая книга Джордана Белфорта, одинаково гениального и беспринципного брокера из Нью-Йорка. Также, как и его отечественный коллега по махинациям, Белфорт проявил себя в 90-е, когда нескончаемый поток денег от незаконных манипуляций с акциями сделал его одним из самых богатых людей в США. В 98-м году Джордан Белфорт был осуждён за мошенничество и отмывание денег, однако в тюрьме отсидел всего 22 месяца. Спустя 10 лет Белфорт написал автобиографическую книгу “Волк с Уолл-стрит”, которая и легла в основу одноимённого фильма Мартина Скорсезе. Сразу же после выхода книги в свет в схватку за этот материал вступили две крупные голливудские студии, интересы которых представляли Леонардно ДиКаприо и Брэд Питт. Однако даже после победы Лео в этой битве, студия Уорнер Бразерс ещё довольно долго не давала “зелёный свет” этому проекту. Съёмки начались лишь спустя пять лет, в 2012-м, когда пост режиссёра занял Мартин Скорсезе, а продюсеры решились на создание фильма с жёстким ограничением по возрасту.

В таких автобиографических проектах внимание зрителей в первую очередь привлекает исполнитель главной роли: похож ли он на своего прототипа и смог ли он передать все нюансы и детали его биографии. Впрочем, перед Алексеем Серебряковым, сыгравшим главную роль в фильме Салаватова “Пирамммида”, не стояла задача изобразить стопроцентного Мавроди, об этом говорит даже тот факт, что фамилия героя была изменена: в фильм он стал Мамонтовым. Серебряков, как он сам говорил в интервью, играл не упыря, на которого просто было бы скучно смотреть в течение двух часов, а наивного идеалиста, человека, который хотел изменить мир. Сам Мавроди в съёмках картины никакого участия не принимал и Серебрякова не консультировал. Единственным его подарком этой ленте стало создание новой финансовой пирамиды “МММ-2011” буквально за несколько месяцев до выхода картины в широкий прокат.

Джордан Белфорт, в отличие от своего отечественного визави, напротив принимал самое непосредственное и весьма активное участие в съёмках картины “Волк с Уолл-стрит”. Исполнитель его роли Леонардо ДиКаприо несколько месяцев общался и консультировался с Белфортом, чтобы уточнить все детали его биографии и как можно точнее уловить нюансы его мимики, речи и жестикуляции. При этом режиссёр Мартин Скорсезе всячески избегал прямых контактов с Белфортом, чтобы наоборот не попасть под его влияние во время съёмок фильма. Что, впрочем, не помешало опальному финансовому брокеру появится в кадре в маленькой, эпизодической роли.

Лента “Пирамммида”, несмотря на весь ажиотаж, связанный с личностью Сергея Мавроди, не смогла окупить себя в отечественном прокате и наряду с позитивными отзывами получила и долю критики в свой адрес. Ажиотажа среди зрителей эта лента не вызвала, и престижных наград она не получила. Сам же Мавроди сначала довольно долго отказывался посмотреть фильм, а когда это всё-таки случилось, назвал его бредом, полным отстоем и сказкой для идиотов.

Джордан Белфорд, в отличие от Мавроди, остался целиком и полностью доволен фильмом о своей персоне. Это и не удивительно, ведь картина “Волк с Уолл-стрит” подарила ему новую порцию всемирной популярности, теперь он ездит по всему свету с лекциями и семинарами. Что же касается ленты, то она была номинирована на пять премий Оскар и заработала почти 400 миллионов долларов в мировом прокате.

А какой фильм вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем сценарий какого бессмертного фильма показался актрисе Оливии де Хэвиленд безвкусным, а также успех какой пьесы спровоцировал Рязанова на съёмки своего главного шедевра

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Вокруг_кино, Кинобитва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments