Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Category:

Кинобитва: "Ирония судьбы, или С лёгким паром" (СССР, 1975) VS "Эта замечательная жизнь" (США, 1946)

У многих россиян в преддверии Нового Года есть традиция – смотреть по телевизору фильм Эльдара Рязанова “Ирония судьбы, или С лёгким паром!”. Но немногие знают, что у американцев есть похожая привычка: каждый год в канун Рождества они смотрят картину Фрэнка Капры “Эта замечательная жизнь”. Сегодня мы попробуем сравнить две эти ленты.

Картина Фрэнка Капры “Эта замечательная жизнь” 46 года выпуска основана на коротком рассказе американского писателя Филиппа ван Дорен Штерна под названием “Величайший подарок”. В нём рассказывалось о хорошем человеке по имени Джордж Пратт, доведённом до отчаяния. Взобравшись на мост для суицида, Джордж встретился со странным человеком, который оказался ангелом и смог показать ему, чтобы было бы, если бы Джордж никогда не родился на свет. Это произведение было написано в 1943 году, однако Штерну так и не удалось найти издателя, поэтому он просто распечатал 200 копий рассказа и разослал своим друзьям в качестве Рождественского подарка. Спустя пару лет писателю всё-таки удалось опубликовать небольшой тираж, после чего рассказ попался на глаза продюсерам голливудской студии RKO, которые в свою очередь показали его режиссёру Фрэнку Капре. Тот мгновенно осознал кассовый потенциал этой истории, приобрёл права на её экранизацию и приступил к работе, начав с переработки рассказа в сценарий. С помощью группы голливудских писателей, Капра добавил в историю несколько дополнительных сюжетных линий, в первую очередь, сделав более выпуклым образ антагониста – Генри Поттера.

Картина “Ирония судьбы или С лёгким паром”, которую Эльдар Рязанов снял в 1975 году, основана на пьесе, которую он написал в 69-м году со своим коллегой и постоянным партнёром Эмилем Брагинским. Как потом вспоминал сам Рязанов, они банально решили подзаработать, написав что-то лёгкое и остроумное. За основу была взята байка про человека, который перебрал с выпивкой в бане 31 декабря, после чего проснулся на третьей полке в поезде, который уже подъезжал к Киеву. Рязанов с Брагинским заменили поезд на самолёт, а Киев на Санкт-Петербург, и, конечно, додумали дальнейшее развитие событий. В театр имени Вахтангова эту пьесу пристроить не удалось, однако, к моменту начала съёмок фильма, спектакль “С лёгким паром!” с большим успехом шёл более чем в ста театрах по всему Советскому Союзу. В итоге именно успех театральной версии и убедил Рязанова попробовать поставить картину по этой истории. Впрочем первое время Мосфильм не разделял энтузиазма заслуженного режиссёра. Однако к тому моменту Рязанов уже имел крепкие связи в Гостелерадио, что помогло ему убедить телевизионное начальство и добыть финансирование для проекта.

Фрэнк Капра потратил немало сил и времени, чтобы отыскать подходящих актёров на роли в ленте “Эта замечательная жизнь”. Известно, например, что главного персонажа в фильме Джорджа очень хотел сыграть Генри Фонда, звезда тогдашнего Голливуда, а на роль супруги Джорджа, Мэри, Капра хотел пригласить Оливию де Хэвиленд, которая, к его сожалению, нашла сценарий слишком безвкусным. В конечном итоге Капра остановил свой выбор на Джеймсе Стюарте и Донне Рид, во многом ещё и потому, что оба актёра родились и выросли в маленьких городках и могли уловить их неповторимую атмосферу.

Рязанову, как и его американскому визави, также пришлось повозиться с поиском актёров для своего фильма. Выбор польской актрисы Барбары Брыльски на главную роль в ленте “Ирония судьбы, или С лёгким паром!” и по сей день является одним из самых странных, нелогичных и в то же время успешных кадровых решений Эльдара Рязанова. К этому выбору режиссёр подошёл очень тщательно. Уже отказав таким актрисам, как Людмила Гурченко, Светлана Немоляева и Алиса Фрейндлих, Рязанов вспомнил про польский фильм “Анатомия любви”, в котором играла Брыльска. После телефонных переговоров и первого знакомства со сценарием, польская актриса в срочном порядке вылетела в Москву, где с успехом прошла пробы. Кандидатуру на роль Лукашина, Рязанов подбирал не менее скрупулёзно. Известно, что прежде чем был утверждён Андрей Мягков, в ходе кастинга отказ получили Станислав Любшин, Пётр Вельяминов и даже Андрей Миронов.

Картина “Эта замечательная” жизнь прекрасно показала себя в широком прокате и завоевала множество престижных наград, будучи также пять раз номинированной на премию Оскар. Но самое главное её достижение – это та самая национальная традиция, которая возникла в США начиная с 70-х. Каждый канун Рождества не обходится без семейного просмотра этой ленты.

С “Иронией судьбы” Рязанова произошла та же самая история. Помимо множества полученных наград и гигантского зрительского интереса, ей также удалось добиться звания одной из главных новогодних традиций в России. Мало в какой семье в канун Нового Года по телевизору не идёт эта бессмертная комедия.

А какой фильм вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем какого из классических персонажей Гайдая мог сыграть Михаил Пуговкин, а также кого Кевин Смит всегда считал весёлым парнем

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Кинобитва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments