Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

мама!

mother!
Год: 2017
Страна: США
Режиссёр: Даррен Аронофски
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайфер, Донал Глисон, Брин Глисон, Кристен Уиг, Йован Адепо, Стивен МакХэтти
Продолжительность: 121 минута
Слоган: "seeing is believing"

Семейная пара, состоящая из молодой девушки-домохозяйки и поэта среднего возраста, живут в отдалённом доме, расположенном где-то на лесной опушке. Однажды в дверь звонит незнакомец, который представляется новым поселковым доктором и говорит, что ему указали на этот дом, как на место, где можно остаться на ночлег. Несмотря на явную ошибку, хозяин радушно приглашает гостя в свой дом, а вот девушка, кажется, несколько взволнованной — всё-таки она вложила много сил в обустройство своего жилища и теперь боится любого внешнего вмешательства в её порядки.

Даррен Аронофски, безусловно, на данный момент является одним из самых недооценённых режиссёров современности. Причём эта недооценка, строго говоря, не касается его фильмов: достаточно большое количество людей по достоинству оценило такие ленты, как "Реквием по мечте", "Чёрный лебедь" или "Ной". Однако в массовом сознании почему-то не прослеживается никакой связи между отдельными этими картинами. Большинство из моих друзей и знакомых даже и не подозревают, что они сняты одним и тем же человеком, а уж назвать его имя и вовсе смогут единицы. Вокруг Даррена Аронофски почему-то никогда не возникает ореола узнаваемости, как вокруг многих других современных режиссёров: взять, к примеру, Кристофера Нолана или Дэвида Финчера. В их случае одно лишь имя может привлечь людей в кинотеатры. С Дарреном Аронофски такого не происходит.

Плохо это или хорошо: решать собственно ему одному. Другое дело, что этим отсутствием своеобразного товарного знака он научился прекрасно пользоваться, каждый раз искусно обманывая потенциального зрителя. Называем картину "Рестлер", подаём в промо-кампании, как типичную "бокс-драму", берём на главную роль Микки Рурка, и получаем на выходе изумлённого зрителя, разменявшего свои кровно заработанные на тяжёлую, философско-социальную трагедию. Или приглашаем на главные роли Натали Портман и Милу Кунис, подаём всё под соусом психологического триллера, и вновь потираем ладони, глядя, как люди изумляются тому, что видят на экране. Я уж молчу о том, как Аронофски блестяще обманул всех со своей версией библейского Ноя. С "мамой!" в этом плане он и вовсе дошёл до крайней степени изощрённости: минимум слов о сюжете в прессе, полное отсутствует каких-либо намёков в официальных источниках, ряд трейлеров, показывающих фильм чуть ли не как типичнейший, клишированный фильм ужасов, да ещё и суперкаст в лице Лоуренс, Бардема, Харриса и Пфайфер. Только человек, понимающий кто такой Аронофски и как он обычно снимает, в такой ситуации будет морально готов к происходящему на экране. Подавляющее же большинство вновь лишь растерянно разведёт руки и пожмёт плечами. Ай да Аронофски...

Стоит признать, что и я был удивлён, причём несколько раз. Сначала фильм "мама!" действительно производит впечатление пусть не банального и достаточно талантливо снятого, но всё-таки относительно невыдающегося фильма ужасов. Однако дальше, когда градус безумия и абсурда достигает своего апогея, становится понятно, что фильм-то вовсе не является триллером или хоррором, это опять, как это часто бывает у Аронофски, очень социальная притча, состоящая из нескольких уровней смыслов. Тут вам и откровенно гринписовские мотивы о том, как бездарно и преступно люди относятся к своему "дому", и рассуждения об истоках вдохновения в жизни любого демиурга, и множество библейских отсылок с откровенным порицанием тех или иных действий Создателя (вот против этого фильма надо было митинговать православным активистам, а не против "Матильды"). Фильм "мама!" оказался картиной, которую недурно было бы посмотреть и во второй раз, или хотя бы внимательно отмотать её назад в памяти. Сколько же здесь всего "зашито" такого, что не бросается в глаза при первом просмотре: начиная от "ребра Адама", изгнания из рая и истории Каина с Авелем, заканчивая великим потопом, возникновением церкви и явлением сами-знаете-кого народу. Всё это обрамляет по-настоящему сильные роли Дженнифер Лоуренс и Хавьера Бардема, а также стильная операторская работа, которая в начале несколько раздражала, зато потом послужила краеугольным камнем 10-минутной сцены, которая обязана войти во всех учебники по кинематографическому искусству.

Одним словом, Аронофски снова всех обманул. Обещал стильный триллер, а показал глубокую, многослойную, метафорическую драму, которая рискует остаться одним из лучших представителей жанра, как минимум, в этом году. Очень надеюсь на пачку Оскаров, хотя и понимаю, что такого рода фильмы награждают очень редко. Ну да и Бог с ними, что, впрочем, нам как раз наглядно и продемонстрировали в картине "мама!".

Оценка: 9 из 10

<<Перейти к списку рецензий>>
Tags: 2017, 9 из 10, Брин Глисон, Даррен Аронофски, Дженнифер Лоуренс, Донал Глисон, Йован Адепо, Кино, Кристен Уиг, Мишель Пфайфер, США, Стивен МакХэтти, Хавьер Бардем, Эд Харрис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments