Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Category:

Кинобитва: "12 стульев" (США, 1970) VS "12 стульев" (СССР, 1971)

Фильмы Леонида Гайдая и Марка Захарова, снятые по роману Ильфа и Петрова “12 стульев”, настолько глубоко вошли в сознание советских и российских любителей кино, что сейчас уже никто и не вспомнит, что наши кинематографисты были далеко не первыми, кто перенёс похождения Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова на экран. Нас опередили не только поляки, немцы и кубинцы, но и американцы, в частности популярный комедийный режиссёр Мэл Брукс.

Американский режиссёр с польскими корнями Мелвин Камински, взявший себе псевдоним Мел Брукс, начал свою карьеру в конце 60-х с ленты “Продюсеры”, которая принесла ему Оскар за лучший сценарий. Примерно в это же время его приятель, писатель Джозеф Хеллер, подсунул Мелу Бруксу книгу своих любимых авторов Ильфа и Петрова под названием “Золотой телёнок”. Прочитав роман, Брукс в восторге попросил приятеля дать ему ещё что-нибудь, написанное Ильфом и Петровым. Так ему в руки попали и “12 стульев”. Американский режиссёр влюбился в образ Остапа Бендера, найдя в нём много схожего с самим собой. Брукс также считал себя аморальным прохвостом и любителем женщин, так что со своим следующим проектом он определился быстро. Брукс, конечно, не захотел построчно переносить сюжет книги на экран. Взяв историю Бендера, Воробьянинова и двенадцати стульев за основу, он нанизал на неё собственные шутки и гэги, сдобрив это всё хорошей порцией сатиры на советские реалии, в которых, как оказалось, режиссёр отлично разбирался.

Леонид Гайдай мечтал экранизировать роман “12 стульев” весьма продолжительное время своей творческой карьеры. Однако ему постоянно что-то мешало, то чиновники госкино попросят подождать выхода в свет “Золотого телёнка” Михаила Швейцера, то ему дорогу перебежит Георгий Данелия с таким же проектом. В итоге Данелия отказался от съёмок и лично обрадовал Гайдая этой новостью, после чего Леонид не мешкая приступил к работе. Стоит отметить, что на тот момент уже были сняты многочисленные зарубежные экранизации романа, в том числе и версия Мэла Брукса, вышедшая всего за год до этого. Сам Гайдай и сценарист ленты Владлен Бахнов, безусловно, видели эту картину и даже почерпнули из неё некоторые удачные находки, однако всё же они стали первыми, кто решил максимально точно показать на экране все сюжетные перипетии книги Ильфа и Петрова.

Мэл Брукс не стал оставлять для себя роль Остапа Бендера в своей экранизации “12 стульев”, несмотря на сходство характеров, а решил исполнить второстепенную роль дворника Тихона. Воплотить образ великого комбинатора он позвал 32-летнего и никому тогда особо не известного Фрэнка Ланджеллу, которого он отыскал на Бродвейских подмостках. Роль Ипполита наоборот исполнил достаточно известный в то время актёр Рон Муди. Однако главная комедийная нагрузка была отдана на откуп популярного театрального комика Дона Делуиза, который в ироничной, сатирической манере воплотил на экране образ отца Фёдора. Многих критиков, во время просмотра этого фильма, впечатлил уровень вовлечённости Мела Брукса в исторический контекст. Так, например, в одной из сцен появляется острая шутка на политические преследования троцкистов: на табличке с названием “Улица Маркса-Энгельса-Ленина и Троцкого” последнее слово перечёркнуто мелом.

Выбор исполнителей на главные роли стал ключевым моментом съёмок и для Леонида Гайдая. Через сито утомительных кастингов прошло немало популярных советских актёров, и в итоге на роль Бендера был выбран Александр Белявский. Однако в первый же день съёмок произошла нелепость: не разбилась традиционная фаянсовая тарелка “на счастье”. Гайдай начал сомневаться в своём выборе и отправился в город Горький, чтобы посмотреть на спектакль “Золотой телёнок”, в котором блистал малоизвестный актёр Арчил Гомиашвили. Его-то в итоге и утвердили на роль Остапа Бендера. С Кисой Воробьяниновым и исполнителем его роли Сергеем Филипповым тоже всё было непросто: посреди съёмок актёр начал испытывать сильнейшие головные боли. В итоге выяснилось, что Филиппов, мужественно претерпевая боль, доигрывал роль Кисы с опухолью в мозге, которая потом была успешно ликвидирована.

“12 стульев” является одним из самых неизвестных и неуспешных фильмов Мела Брукса. Режиссёра после этого даже зарёкся снимать классические экранизации. Впрочем, критики отзывались об этом фильме неплохо и хвалили Брукса за творческую смелость и отсутствие шаблонов в постановочных решениях.

“12 стульев” Гайдая на момент выхода тоже вызвали смешанные отзывы критиков, да и зрителей у этого фильма оказалось чуть ли не в два раза меньше, чем у других картин режиссёра. Однако в последствии картина “12 стульев” прочно заняла место в золотом фонде отечественного кинематографа. Кстати, о последующей ленте Марка Захарова с Мироновым и Папановым в главных ролях, Гайдай отзывался в крайне негативных тонах и даже называл её “уголовным преступлением”.

А какой фильм больше нравится вам?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем от какой роли ради образа Ленина пришлось отказаться советскому актёру Максиму Штрауху, и почему жители карибского города Мэригот Бэй закидали Ричарда Флайшера и его съёмочную группу камнями.

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Кинобитва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments