?

Log in

No account? Create an account

Прошлая запись | Следующая запись

Абсолютное большинство российских жителей, наверняка, знают, кто такой доктор Айболит, и помнят серию замечательных мультфильмов об этом персонаже. Однако немногие знают, что про доктора Айболита в 38 году был снят художественный фильм. А ещё меньше людей помнит о том, что этот персонаж не был придуман лично Корнеем Чуковским, а является вольной трактовкой образа доктора Дулиттла из книг английского писателя Хью Лофтинга, которые также были экранизированы.

Британец Хью Лофтинг придумал своего доктора Дулиттла во время Первой Мировой Войны, в которой писатель принимал непосредственное участие. В письмах родным с фронта он рисовал своего вымышленного персонажа и придумывал про него весёлые истории, противопоставляя их ужасной окружающей реальности. Имя доктора также было выбрано не случайно, ведь “Do Little” с английского переводится, как “делать малое”. Первую книгу о добром враче, который живёт в Викторианской Англии и умеет разговаривать с животными, Лофтинг выпустил в 1920 году, а за последующие 30 лет написал ещё 12 сказок.

Великий советский поэт Корней Чуковский в середине 20-х задумал написать стихотворную детскую сказку о злом разбойнике и людоеде Бармалее. В качестве противника жестокого пирата Чуковский описал доброго доктора Айболита, который на тот момент времени не имел никакого отношения к Дулиттлу Лофтинга. Однако после того, как Айболит приобрёл популярность в народе Чуковский решил написать про него прозаическую повесть, адаптировав при этом книгу “История доктора Дулиттла”. Случилось это спустя 10 лет после первого появления Айболита на печатных страницах – в 1935 году.

Буквально несколько месяцев спустя после публикации повести “Доктор Айболит” другой знаменитый советский писатель Евгений Шварц адаптировал повесть в сценарий, который затем через дирекцию Госкино был предложен режиссёру Владимиру Немоляеву. С одной стороны текст Немоляеву понравился, в нём были мягкий и добрый юмор, великолепные диалоги и чётко очерченные характеры персонажей. С другой стороны на экране необходимо было создать уникальный и трудно реализуемый тандем между гротескными пиратами и абсолютно реальным и жизненным добрым доктором Айболитом. Эта задача показалась Немоялеву неподъёмной и он даже хотел отказаться от проекта, но директору студии Союздетфильм всё-таки удалось уговорить строптивого режиссёра. На роль Айболита был утверждён популярный советский актёр Максим Штраух. Однако прямо посреди съёмочного процесса Госкино привлекло Штрауха к роли Ленина на программном, партийном проекте под названием “Яков Свердлов”. После нескольких бессонных ночей в поисках выхода из ситуации Немоляев решил лично доиграть все незаконченные сцены, и по общему мнению справился с этой задачей на очень высоком уровне.

Что касается персонажа книг Хью Лофтинга, доктора Дулиттла, то он попал на широкие экраны гораздо позже, уже в 1967 году. Инициатором проекта стал продюсер Артур Джейкобс, который решил сделать по мотивам книги мюзикл. Быстро начать съёмки картины ему, впрочем, не удалось. Сначала процесс сорвал нанятый сценарист Алан Лернер, который в течение года не смог написать ничего толкового и был уволен. Затем другой сценарист Лесли Брикассе потратил много времени на устранение из текста Лофтинга сцен и эпизодов, которые на тот момент времени можно было посчитать расистскими. Затем заартачился утверждённый исполнитель главной роли Рекс Харрисон, который начал предъявлять необоснованные претензии по поводу актёрского состава ленты и деталей сценария. В итоге актёр остался в проекте, но его увольнение широко обсуждалось среди продюсеров. В итоге во время производственного процесса отношения внутри группы были очень напряжёнными: режиссёр ленты Ричард Флайшер и актёры постоянно ругались и ссорились друг с другом на почве расистских и антисемитских нападок. Подлили масла в огонь и жители городка Мэригот Бэй, недалеко от которого велись съёмки части сцен фильма. Посчитав кинематографистов виновниками массовой кишечной эпидемии среди детей, они закидали съёмочную группу камнями.

Картина “Доктор Айболит” не стала массовым хитом советского кинопроката. Да и время для этого было не самое подходящее – конец 1938 года. Однако в данный момент эта лента воспринимается многими критиками и зрителями, как незаслуженно забытая классика отечественного кинематографа, которую затмили собой и многочисленные мультфильмы, и более известная музыкальная лента “Айболит 66” с Олегом Ефремовым в главной роли.

А вот “Доктора Дулиттла” после его выхода на широкие экраны ожидал невероятно тёплый приём критиков, даже несмотря на полный кассовый провал, который впрочем объясняется и сложностями в производстве ленты, раздувшими бюджет в три раза, по сравнению с первоначальными планами. Лента была номинирована на 9 премий Оскар, две из которых, за Лучшие спецэффекты и Лучшую песню, ей даже удалось получить.

А какой фильм вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем, экранизацию какого советского романа сначала снимали в Испании, а через полвека в Ярославле

<<Все выпуски рубрики>>


Featured Posts from This Journal

Календарь

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Таги