Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Category:

"Мадагаскар" (США, 2005) VS "Каникулы Бонифация" (СССР, 1965)

Лев – царь зверей, и поэтому нет ничего удивительного, что эти дикие кошки часто становятся героями, как художественных, так и мультипликационных фильмов. Мы видели львов в таких картинах, как “Приключения итальянцев в России”, “Призрак и Тьма”, “Полосатый рейс”, “Джуманджи” и многих других, не говоря уж о легендарном мультфильме “Король-лев”. Однако, сегодня мы бы хотели поговорить о двух анимационных картинах, в которых львы, работающие на людей, попадают в Африку и чувствуют себя там не самым лучшим образом – это, конечно же, американский мультфильм “Мадагаскар” и советская лента “Каникулы Бонифация”.

Советский мультфильм “Каникулы Бонифация” был выпущен на экраны в 1965 году. В его основу легла сказка чешского писателя Милоша Мацоурека “Бонифаций и его родня”. Режиссёр-мультипликатор Фёдор Хитрук, закончив работу над картиной “Топтыжка”, разбирал бумаги на своём рабочем столе и наткнулся на это короткое произведение, которое поразило кинематографиста своей парадоксальностью и свежим взглядом на мир. В сказке рассказывалась история циркового льва Бонифация, который отпросился у директора цирка в отпуск и отправился в Африку навестить свою бабушку. Однако там вместо отдыха, он вновь начал работать, давая представление для маленьких ребят. В этой поучительной истории Хитрук увидел метафору любого творчески одарённого человека, который, не зная сна и отдыха, по воле собственного сердца всегда находится в работе. Почувствовав это, мультипликатор немедленно приступил к работе над сценарием.

Ситуация, в которую попал лев Алекс, главный герой мультфильма “Мадагскар”, немного похожа на сюжет о Бонифации, впрочем, с рядом отличительных особенностей. Если Бонифаций работал в цирке и сам отправился на каникулы, то Алекс являлся сотрудником нью-йоркского зоопарка и в Африке он оказался по вине своего приятеля зебры Марти и шайки отчаянных пингвинов. Эта идея была реализована мультипликаторами Эриком Дарнеллом и Томом МакГратом в 2005 году. МагГрат впоследствии утверждал, что при создании мультфильма они не преследовали никаких политических или социальных целей и не хотели подвергать сомнению саму идею такой организации, как зоопарк. Главной идеей было показать внутреннюю борьбу льва Алекса между инстинктами дикого хищника и заложенными с детства моральными установками, в том числе, что не стоит есть своего лучшего друга.

Фёдор Хитрук, приступая к работе над “Каникулами Бонифация”, решил применить новую схему разработки режиссёрского сценария. Для этого он вычертил на большом листе каждый эпизод мультфильма, с посекундной разметкой и пометками с настроением, которое та или иная сцена должна вызывать у потенциального зрителя. Многие коллеги мультипликаторы в последствии говорили, что благодаря этому нововведению Хитрук получил возможность управлять ритмом, темпом и перепадами настроения мультфильма, что привело в итоге к восхитительному результату. Пришлось повозиться и над образом самого Бонифация. Антропоморфный лев, нарисованный художником Сергеем Алимовым, хорошо смотрелся в профиль, но совершенно не был предназначен для улыбки. Так что пришлось создавать соответствующий образ доброго и отзывчивого Бонифация исключительно пластикой нарисованного персонажа и его репликами. Настоящей головной болью для художников стала грива главного героя мультфильма. Чтобы заставить её реалистично колыхаться потребовалась напряжённая работа десятка аниматоров.

Используя современные технологий мультипликации Голливуда, нет ничего сложного в том, чтобы заставить льва и его гриву выглядеть естественно в кадре. В таком контексте большая ответственность ложится на актёра, который должен озвучивать персонажа. На роль льва Алекса режиссёры фильма “Мадагаскар” пригласили известного комедийного исполнителя Бена Стиллера и дали ему полную свободу для импровизации. В итоге многие его неожиданные реплики позволили создать новые, не присутствующие в сценарии, сцены. Сам Стиллер, кстати, в отличие от своего персонажа придерживается того мнения, что животные ни в коем не должны находится в зоопарках или выступать в цирке, и что их место в естественной среде обитания.

Лента “Каникулы Бонифация” добилась огромного признания у публики и стала одной из визитных карточек Фёдора Хитрука наряду с последующим за ней серией о “Винни-Пухе”. О картине тепло отзывались и зрители, и советские кинокритики, и коллеги по мультипликационному цеху. Мультфильм “Каникулы Бонифация” получил несколько почётных зарубежных премий и навсегда вошёл в Золотой Фонд Отечественного кинематографа.

Мультфильм “Мадагаскар” собрал огромную сумму в мировом прокате, что послужило причиной немедленного запуска в производство его сиквела. В итоге на данный момент помимо трёх серий основной франшизы, на широкие экраны также вышел спин-офф, посвящённый пингвинам и несколько короткометражных мультфильмов.

А какой мультфильм вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем, над каким легендарным мультфильмом трудился специалист по психоделическим рисункам Питер Макс, а также сценарий к какому культовому мультфильму писал Василий Ливанов

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Кинобитва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment