Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Category:

"Питер Пэн" (США, 1952) VS "Питер Пэн" (СССР, 1987)

Питер Пэн – мальчик, который не хотел стареть. Про этого персонажа сняты десятки различных экранизаций за рубежом, самой популярной из которых, без сомнения, является легендарный мультфильм студии Уолта Диснея. В СССР этот персонаж не был столь популярен, однако и среди советских режиссёров нашёлся свой любитель сказок, рассказавший эту историю в кино. Речь идёт об одноимённом фильме Леонида Нечаева.

Юного волшебника Питера Пэна из страны Нетландии в начале XX века придумал шотландский драматург и романист Джеймс Барри. Писатель всегда утверждал, что образ нестареющего мальчика родился у него сам по себе, без каких-либо творческих мук. В самом деле, первые истории о Питере Пэне Барри придумал на ходу, пытаясь развлечь детей своей хорошей знакомой миссис Сильвии Люэлин-Дэвис. Первое художественное появление Питера Пэна состоялось в практически автобиографическом романе “Маленькая белая птичка”, в котором мужчина гуляет по саду с сыном своей замужней возлюбленной и рассказывает ему сказки о мальчике, который никак не хочет повзрослеть. Наконец, к 1904 году этот сюжет оформляется в окончательное произведение – пьесу “Питер Пэн или мальчик, который никогда не вырастет”. С этого момента персонаж мгновенно стал культовым.

В начале 50-х историю Питера Пэна решил экранизировать великий американский сказочник Уолт Дисней. На самом деле, к этому сюжету Дисней присматривался ещё с середины 30-х, и хотел снять Питера Пэна сразу после своей дебютной картины “Белоснежка и семь гномов”. Однако долгое время он не мог заполучить разрешения на экранизацию, пока, наконец, не пришёл к соглашению с руководством лондонской детской больницы на Грейт Ормонд Стрит, в которой провёл свои последние дни Джеймс Барри и которой он завещал права на любые адаптации произведений о Питере Пэне. По традиции Дисней сначала хотел переработать сюжет, однако довольно быстро понял, что оригинальная история Барри полностью подходит по стилю к традиционным приёмам его студии. Работа над мультфильмом была приостановлена на время Второй Мировой Войны, и только лишь к концу 40-х её удалось начать заново.

Советскую экранизацию Питера Пэна в 1987 году снял знаменитый советский режиссёр Леонид Нечаев, автор таких музыкальных лент, как “Приключения Буратино”, “Про Красную Шапочку” и “Проданный смех”. Совпадение это или нет точно не известно, но именно в 87-м году, по истечении 50 лет со смерти Джеймса Барри, больница Грейт Ормонд Стрит автоматически лишилась прав на образ Питера Пэна, так что советские кинематографисты в этом плане ни от кого не зависели. Сам Нечаев любил рассказывать историю о том, как в детстве потерял голос, защищая своего любимого пса от ловца собак с железным крюком вместо руки. Так что историю обиженного на взрослый мир мальчика и его заклятого врага Капитана Крюка была очень близка этому режиссёру.

Для своего мультфильма Уолт Дисней и его команда снимали движения живых актёров, которые в последствии использовались для тщательной и скрупулёзной прорисовки персонажей. Так, например, прототипом Питера Пэна стал молодой 16-летний актёр Бобби Дрискол, подаривший своему герою голос и основные движения. Также для сцен, в которых Питер летает и дерётся, Диснеевские мультипликаторы использовали съёмки, предоставленные танцором и хореографом Роландом Дюпри. После выхода мультфильма на экраны, начали распространяться слухи, что прототипом для феи Динь-Динь стала сама Мэрилин Монро, однако это была неправда, вместо неё над образом на съёмочной площадке работала актриса Маргарет Керри.

Леонид Нечав снимал “Питера Пэна” на студии Беларусьфильм. Как и всегда, советский сказочник решил сделать упор на две составляющие: игру детей-дебютантов и музыкальные номера. Выбрав на роль Питера Пэна мальчика Сергея Власова, Нечаев разрушил давнюю традицию, установленную ещё самим Джеймсом Барри – до этого момента во всех кино-, теле- и театральных постановках роль Питера Пэна играли молодые девушки. Впрочем, озвучку главных героев детям Нечаев не доверил. Так, например, Питеру Пэну свой голос подарила актриса Татьяна Канаева, а Венди озвучивала Татьяна Аксюта. Специально для этой картины композитором Игорем Ефремовым и поэтом Леонидом Дербенёвым были написаны 15 песен, многие из которых приобрели популярность даже без привязки непосредственно к ленте “Питер Пэн”.

Мультфильм студии Дисней “Питер Пэн” не произвёл привычного оглушительного эффекта, хотя большинству критиков и зрителей он всё-таки понравился. Некоторые, впрочем, критиковали ленту за довольно вольные интерпретации оригинального произведения Джеймса Барри. На данный момент, в любом случае, эта лента считается классикой голливудской мультипликации.

Фильм “Питер Пэн” Леонид Нечаев снял уже на излёте своей карьеры, и он не стал таким же громким событием в мире советского кинематографа, как те же “Буратино” или “Красная шапочка”. Впрочем, многие любители отечественного кино и по сей день с теплотой вспоминают эту картину, и в особенности прозвучавшие в ней песни.

А какой фильм вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем, какой мультфильм Уолта Диснея был выпущен раньше "Бэмби" из-за проблем с прорисовкой оленей, а также к какому фильму Нечаева гос. критики предъявляли претензии по поводу издевательств над пожилыми людьми

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Кинобитва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments