Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Category:

"Улика" (США, 1985) VS "Мафия: Игра на выживание" (Россия, 2015)

Художественными фильмами, поставленными по мотивам компьютерных игр, сейчас уже никого не удивишь: Обитель зла, Сайлент Хилл, Варкрафт, Хитман и ещё сотни различных примеров. Другое дело когда экранизации подвергаются настольные игры, сюжет которых в теории не так просто перенести на широкие экраны. Одним из первых, кто рискнул сделать такой смелый проект, был британский режиссёр Джонатан Линн, снявший фильм “Улика” по мотивам популярной настольной игры. У нас же нечто подобное совсем недавно реализовал режиссёр Сарик Андреасян, сделавший картину по игре “Мафия”.

Американская настольная игра под названием “Cluedo” была придумана в 1944-м году музыкантом из Бирмингема Энтони Праттом, а спустя четыре года была официально издана компанией Waddingtons. После этого началось её триумфальное шествие по просторам Англии и США. “Клуедо” это логическая игра, рассчитанная на небольшую компанию, цель в которой понять, кто, где и чем именно убил мистера Боди – хозяина шикарного особняка. Перемещаясь по игровому полю, участники могут делать предположения, которые в конечном итоге приведут их к правильному ответу. В начале 80-х возможностью экранизации этой игры заинтересовался известный голливудский продюсер Джон Лэндис. Он же придумал и уникальный, никем и никогда не испробованный ход, с демонстрацией разных вариантов концовок в разных кинотеатрах. Эту задумку впоследствии реализовал на бумаге приглашённый Лэндисом режиссёр и сценарист фильма Джонатанн Линн. Всего им было написано 4 различных финала показанной истории, один из которых по просьбе студии пришлось убрать – он был слишком кровавый и жестокий. Остальные три демонстрировались в кино, а затем они были смонтированы для релиза на видеокассетах.

Командная, психологическая, пошаговая, детективно-ролевая игра “Мафия” была изобретена в 1986 году студентом факультета психологии МГУ Дмитрием Давыдовым. Игра быстро приобрела популярность в общежитиях и аудиториях московского вуза, а затем, после выпуска первой партии тогдашних студентов, стала распространяться по стране и даже за рубежом. На данный момент эта игра является одной из самых популярных интеллектуальных забав в мире, так что неудивительно, что рано или поздно “Мафия” должна была стать основой для какого-нибудь полнометражного, художественного фильма. Такой лентой стал новый проект российского режиссёра Сарика Андреасяна под вполне ожидаемым названием “Мафия: Игра на выживание”. Для его реализации Сарик отыскал молодого драматурга Андрея Гаврилова, который и написал сценарий этой футуристической картины. Главные герои фильма играют в смертельный вариант “Мафии”, где каждый игрок рискует своей собственной жизнью, но в случае победы сможет забрать гигантский денежный приз.

Джонатан Линн планировал пригласить на главную роль дворецкого в фильме “Улика” Роуэна Аткинсона, который только делал первые шаги в юмористическом кинематограф и ещё не изобрёл Мистера Бина. Однако его кандидатуру отвергли продюсеры, которым он показался недостаточно смешным и совсем не известным. Тогда Линн пригласил своего старого товарища Тима Карри и не прогадал. С остальными исполнителями проблем не было, самым известным из того актёрского состава впоследствии стал Кристофер Ллойд, сыгравший доктора Эммета Брауна в трилогии “Назад в будущее”. Единственной компромиссной кандидатурой стал фронтмен популярной панк-рок группы "Fear" Ли Винг, сыгравший мистера Боди. Линн не хотел видеть его в проекте, но решил пойти на эту небольшую уступку, чтобы не злить продюсеров.

Сарик Андреасян также неплохо поработал над актёрским составом своего фильма “Мафия: Игра на выживание”. Ему удалось договориться с такими звёздами российского кино, как Виктор Вержбицкий, Вениамин Смехов, Вячеслав Разбегаев, Юрий Чурсин и Андрей Чадов. Последний, кстати, подошёл к съёмкам фантастического блокбастера со всей скрупулёзностью: для роли ему пришлось похудеть на десяток килограммов и всерьёз заняться боксом и плаванием. Конкретно для Сарика Андреасяна этот фильм стал самым дорогим в его фильмографии, много денег было потрачено на визуальные эффекты и съёмки в формате 3D.

Фильм “Улика” провалился в американском прокате, собрав всего 14 миллионов долларов при 15 миллионах бюджета. Ставка продюсера Джона Лэндиса на разные концовки не сыграла, он думал, что зритель пойдёт в кино несколько раз, чтобы увидеть другие версии. Однако много людей не пошли смотреть фильм и в первый раз, узнав о таком приёме и решив, что не стоит и начинать. В последствии, впрочем, фильм “Улика” смог добиться призвания и стать по-настоящему культовом среди любителей настольных игр и британского юмора.

Фильм “Мафия: Игра на выживание”, несмотря на достаточно большое количество негативных рецензий от критиков, всё-таки окупил себя в отечественном прокате и смог привлечь внимание множества зрителей. Общественное мнение, в целом, признавало факт, что Сарик Андреасян сделал шаг в сторону более качественного кино, нежели его предыдущие проекты.

А какой фильм вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем, для какого фильма советскому режиссёру Валерию Родченко пришлось задействовать все доступные ему на тот момент времени визуальные технологии, а также зачем постановщик Джон Джонстон прикреплял огромные куски пенопласта к миниатюрной буровой установке

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Кинобитва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments