?

Log in

No account? Create an account

Прошлая запись | Следующая запись

Классический роман британского писателя Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грея” экранизировали более 30 раз. Версии этой истории выходили в Дании, Германии, Венгрии, Италии, Мексике, Франции, Испании и, разумеется, в Великобритании. Отечественные и амекаринские кинематографисты, конечно, тоже брались за этот материал, и сегодня мы сравним две заметные экранизации культового романа, созданные в этих странах.

Интеллектуально-аллегорическая повесть “Портрет Дориана Грея” была написана в 1890 году, и так и осталась единственным романом британского писателя Оскара Уальда, прославившегося в том числе своими пьесами, рассказами и стихами. Главный герой книги молодой юноша Дориан Грей попадает под влияние аристократа лорда Генри, проповедующего идеи нового гедонизма, то есть мысль о том, что жизнь необходимо посвятить развлечениям и порокам. К счастью для Дориана, последствия распутной жизни отражаются лишь на его портрете, спрятанном в недрах его дома.

Одна из первых экранизаций этого произведения была снята в Российской Империи. Да-да, вы не ошиблись: дело в том, что этот фильм вышел в свет в 1915 году и представлял собой шестичасовое немое кино. Это был кинематографический дебют известного театрального режиссёра и актёра Всеволода Мейерхольда. Доподлинно неизвестно, почему он выбрал для своего первого киноопыта именно это произведение, возможно, посчитал, что история Дориана Грея является максимально подходящей для такого, нового для него, формата. Сценарий ленты Мейерхольд написал сам, отказавшись от серьёзных переделок и сюжетных сокращений. Понимая всю сложность поставленной перед ним задачи, и собственную неопытность в кинематографе, режиссёр пригласил в проект оператора Александра Левицкого, во многом благодаря которому Мейерхольду удалось перестроиться с театральной манеры повествования на кинематографическую.

Американцы экранизировали роман “Портрет Дориана Грея” не раз и не два, однако самой успешной на данный момент версией является лента 45-го года выпуска, которую снял режиссёр Альберт Левин. Как и его российский предшественник Левин сам написал сценарий своего фильма, и также постарался не делать крупных правок в сюжете, целиком и полностью оставив фабулу истории Оскара Уальда. Впрочем, некоторых ремарок не удалось избежать, особенно это касается образа Сибиллы Вэйн, первой возлюбленной Дориана Грея. В то время как в книге она была драматической актрисой, в фильме Сибилла стала певицей варьете, что привнесло в ленту очаровательные песни в исполнении Анджелы Лэнсбери, ведь в отличие от Мейерхольда Левин уже мог пользоваться достоинствами звукового кино.

Работа над немой постановкой “Портрета Дориана Грея” шла тяжело и долго. Впрочем актёров Мейерхольд разыскал довольно быстро. На роль художника Бэзила Холлуорда позвал своего ученика Генриха Энритона, лорда Генри изобразил сам, а образ Дориана Грея неожиданно предложил примерить киноактрисе Варваре Яновой. Съёмки фильма происходили следующим образом: талантливый театральный художник Владимир Егоров выстраивал декорации, оператор Александр Левицкий работал со светом и композицией кадра, а актёры произносили длинные реплики, взятые непосредственно из романа. Диалоги получались длинными, и не было никакой возможности продублировать их целиком в виде титров, так что большое внимание уделялось изобразительным средствам: актёрской пластике, изысканным декорациям, различными механизмам освещения и другим приёмам. Кстати тот самый портрет Дориана Грея, как и все остальные декорации, создал лично художник Владимир Егоров.

В 45 году у Алберта Левина, разумеется, таким проблем уже не возникало, однако главные достоинства фильма остались теми же: игра актёров и потрясающая работа оператора. Бюджетные ограничения не позволили Левину пригласить в фильм большое количество кинозвёзд, по сути из всего актёрского состава реальный опыт работы в кино имел только исполнитель роли лорда Генри Джордж Сэндерс, остальных же персонажей воплотили на экране молодые, начинающие актёры, многие из которых, включая Анджелу Лэнсбери, в итоге смогли добиться успеха в Голливуде. Что касается непосредственно самого портрета Дориана Грея, то его страшную искорёженную пороками версию по спец заказу нарисовал известный американский художник Айвен Олбрайт и сейчас она хранится в Чикагском институте искусств.

Картина Всеволода Мейерхольда, без сомнения, отразилась на развитии российского дореволюционного кино, несмотря на то, что в виду своего безумного хронометража и излишней утончённости, она не пользовалась успехом у современной публики.

Ну а лента Альберта Левина получила премию Оскар за лучшую операторскую работу, а также Золотой Глобус за работу Анджелы Лэнсбери. К тому же образ Дориана Грея, созданный актёром Хёрдом Хэтфилдом, и по сей день считается одним из самых значимых злодеев в истории американского кино.

А какой фильм вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем, для какого фильма Александра Птушко было создано более 1500 кукол, а также при создании какого фильма художник-постановщик Гэвин Боке собрал пол из тысяч маленьких деревянных плашек

<<Все выпуски рубрики>>


Featured Posts from This Journal

Comments

( 2 комментариев — Комментировать )
karankee
Feb. 19th, 2018 06:03 am (UTC)
шестичасовое немое кино 1915 года с женщиной в роли Дориана? а-а-а-а! я в изумлении!
kosolapov
Feb. 19th, 2018 06:05 am (UTC)
Такие дела, да :)
( 2 комментариев — Комментировать )

Календарь

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Таги