Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Categories:

Кинобитва: "Новый Гулливер" (СССР, 1935) VS "Путешествия Гулливера" (США, 2010)

Удивительно, но культовый сатирически-фантастический роман английского писателя Джонатана Свифта “Путешествия Гулливера” не может похвастаться многочисленными киноверсиями, наверное, в связи со своей масштабностью и широтой охвата тем. А если кто-то и брался за прозу Свифта, то зачастую ограничивался лишь первой частью книги про страну Лилипутов, да ещё и зачастую делал не прямую экранизацию и лишь версию “по мотивам”. По этой схеме, например, в СССР в 30-е был снят фильм “Новый Гулливер”, а в 2010-м году на широкие экраны вышла американская картина “Путешествия Гулливера”.

Советский режиссёр-постановщик Александр Птушко захотел снять картину “Новый Гулливер” в начале 30-х годов. По его задумке сюжет ленты повествует о пионере Пете, который на отдыхе в летнем лагере Артек зачитался книгой Джонатана Свифта и увидел сон, в котором он сам, как и персонаж романа, попадает в страну Лилипутов. Птушко захотел снять революционную с технической точки зрения картину, в которой в одном кадре объединялись бы элементы живой игры актёров и кукольной анимации. Понимая сложность такого проекта и не имея достаточного опыта, режиссёр решил немного попрактиковаться и снял ряд короткометражных анимационных лент, так что к работе над “Новым Гулливером” он приступил лишь спустя несколько лет.

Спустя 80 лет после советского эксперимента над прозой Джонатана Свифта нечто подобное созрело и в умах Голливудских сценаристов. За основу также была взята первая часть книги, про страну Лилипутов, однако её события были перенесены в наше время, а ловкий судовой врач Лемюэль Гулливер превратился в полноватого растяпу-журналиста, сыгранного юмористом Джеком Блэком. Режиссёром проекта согласился стать Роб Леттерман, для которого эта картина оказалась дебютом в игровом кино, по этого он работал только над анимационными картинами, такими как, например, “Подводная братва” и “Монстры против пришельцев”.

На момент съёмок ленты “Новый Гулливер” режиссёр Александр Птушко мог рассчитывать на творческую поддержку всех самых искусных советских аниматоров того времени, которые работали в его студии “Московская кинофабрика”. Под руководством таких мастеров, как Иван Никитченко, Сарра Моккиль, Фёдор Красный и других было создано более полутора тысяч кукол, в том числе большое количество глиняных лилипутов. Птушко хотел реализовать на экране много новаторских, комбинированных сцен, когда в одном кадре встречается исполнитель роли пионера Пети Володя Константинов и его новые друзья-лилипуты. Для таких эпизодов применялась традиционная покадровая техника съёмки, с той лишь разницей, что 14-летнему актёру приходилось надолго сохранять свою позу, пока мультипликаторы меняли позы кукольным персонажам. Для некоторых других сцен были разработаны специальные механизмы, приводящие кукол в движение.

В отличие от советской версии Приключений Гулливера, в американской экранизации всех лилипутов сыграли живые актёры, среди которых были Джеймс Сигел, Эмили Блант и Крис О’Дауд. Современные технологии позволили синхронно снимать актёров на двух площадках и на лету уменьшать размеры исполнителей ролей лилипутов: Джек Блэк находился на фоне зелёного экрана, а его партнёры - в другой части съёмочной площадки, работая с ним в паре, хоть и на некотором отдалении. За счёт этого диалоги стали выглядеть естественно, как будто всё в действительности происходило так, как показано на экране. Очень внимательно к своей работе подошёл и художник-постановщик картины Гэвин Боке, который отвечал в том числе и за декорации. Так, например, ему часто приходилось задавать себе вопрос: как выглядела бы та или иная вещь созданная людьми для существа, превышающего наши размеры в 22 раза. Так, например, пол в хижине Гулливера, построенной для него лилипутами, создан из тысячи маленьких деревяшек

Картину “Новый Гулливер” по праву называют одним из самых успешных и популярных творений советских мультипликаторов довоенного времени. К тому же этот фильм стал первой лентой в истории кинематографа, в которой актёр сталкивается с оживлёнными героями объёмной анимации. Фильм “Новый Гулливер” демонстрировался на широких экранах не только в Советском Союзе, но и за рубежом, где неизменно вызывал невиданный ажиотаж. Так, например, сам Чарли Чаплин был в восторге от этой картины.

Американской версии Гулливера, несмотря на все старания её создателей, не удалось добиться такого же впечатляющего результата. Лента провалилась в прокате, была обругана критиками, а исполнитель главной роли Джек Блэк удостоился номинации на позорную антипремию “Золотая малина”.

А какой фильм вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем кто написал Кэтрин Бигелоу разгневанное открытое коллективное письмо, а также для какого ленты Владимиру Хотиненко потребовалась анимированная 3D-чайка

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Кинобитва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments