?

Log in

No account? Create an account

Прошлая запись | Следующая запись

Французский писатель Жюль Верн считается классиком приключенческой литературы и одним из основоположников жанра научной фантастики. Неудивительно, что его книги часто становятся объектами экранизаций, как, например, всемирно известный роман “20 тысяч льё под водой”. Помимо нескольких американских версий, одна из которых была сделана в 54-м году под патронажем Уолта Диснея, история кинематографа также знает и советский вариант этого сюжета, снятый в 1975-м.

Книга Жюля Верна “20 тысяч льё под водой" была опубликована сначала во французском журнале, а затем и отдельным изданием в 1870 году. Главным героем этой повести является капитан Немо, возглавляющий экипаж подводной лодки “Наутилус”. Вместе со своими людьми Немо решил навсегда покинуть сушу, отправившись в недра океана на полностью автономном судне. Захватив в плен трёх членов экипажа военного фрегата, Немо продолжает бороздить просторы семи морей, в то время, как невольные узники мечтают о побеге. Позднее Жюль Верн написал продолжение этой истории и назвал его “Таинственный остров”.

Экранизации книги “20 тысяч льё под водой” стали появляться ещё в начале XX века, однако, пожалуй, первой действительно заметной киноверсией романа стал фильм 54-го года выпуска режиссёра Ричарда Флайшера. В начале 50-х большую популярность среди зрителей обрел жанр научной фантастики. Пытаясь идти в ногу со временем, Уолт Дисней и его команда решили, что им необходимо выпустить на экраны нечто среднее между фильмом-катастрофой, которые были в то время все рекорды посещаемости, и семейного кино, на которое всегда ориентировалась студия. Так Диснею пришла в голову идея по экранизации романа Жюля Верна, который прекрасно подходил под этой описание. В 52-м Дисней выкупил права на экранизацию и показал режиссёру Ричарду Флейшеру набросок подводной лодки, которую держит в своих щупальцах огромный спрут, попросив у него возглавить съёмки вот такого фильма. Флейшер, конечно, с радостью согласился.

Отечественный вариант приключений Капитана Немо вышел в свет спустя 20 лет после диснеевского. Крёстным отцом этой телеверсии стал одесский режиссёр Василий Левин, которого всегда интересовала научная фантастика и приключения. Неудивительно, что ему захотелось перенести на экран именно эту историю. При написании сценария, Левину пришлось серьёзно сократить целые куски из произведения, чтобы вписаться и в без того не малый хронометраж. Не обошлось и без добавлений, которые, впрочем, берут корни из творчества самого Жюля Верна. Так некоторые сцены взяты из другой книги французского классика под названием “Паровой дом”.

Любому режиссёру, дерзнувшему снять экранизацию романа “20 тысяч льё под водой”, так или иначе придётся столкнуться с двумя проблемами: правильный выбор актёров на четыре главные роли, включая капитана Немо, а также создание подводного мира и курсирующей в его недрах лодки “Наутилус”. Благодаря финансированию студии Дисней, у американского режиссёра Ричарда Флайшера не было проблем с актёрским составом: он мог пригласить любых звезд кинематографа и в итоге остановил свой выбор на Джеймсе Мейсоне, Поле Лукасе, Кирке Дугласе и Петере Лорре, каждый из которых с радостью принял это приглашение. С “Наутилусом” и подводными спецэффектами также особых проблем не возникло: всё было сделано по последнему слову кинематографического искусства и за очень большие деньги. Пришлось даже просить помощи у других студий, чтобы задействовать все возможности кино. Так, например, гигантская ёмкость с водой для работы с большими моделями, была предоставлена компанией “Двадцатый век Фокс”.

Одессит Василий Левин не обладал такими материальными возможностями, как его американские коллеги, так что ему приходилось искать наиболее простые решения. С актёрами он однако не прогадал, тройку несчастных узников Наутилуса сыграли Юрий Родионов, Владимир Талашко и Михаил Кононов, однако, все советские зрители по сей день помнят фильм “Капитан Немо” во многом благодаря исполнителю главной роли – Владиславу Дворжецкому, которому удалось создать уникальный и очень привлекательный образ, который впрочем несколько отличается от книжного в более мелодраматическую сторону. Ну а все эффекты в фильме сводились к смекалке советских кинематографистов. Многие сцены были сняты в дельфинариях, через стёкла аквариумов и на других, в общем-то, не предназначенных для съёмок площадках.

Лента Ричарда Флайшера стала одним из эталонов популярного семейного кино, показав хорошие показатели в прокате и получив две премии Оскар за спецэффекты и работу художника-постановщика. На данный момент это одна из самых известных художественных картин студии Дисней и одна из общепризнанных экранизаций романа Жюля Верна.

Не меньшее признание в советском прокате получила и картина “Капитан Немо” Василия Левина. Несмотря на скромный бюджет, многими зрителями она и по сей день воспринимается, как наиболее зрелищная и увлекательная из всех экранизаций романа Жюля Верна.

А какой фильм вам нравится больше?

P.S. А в следующий раз мы узнаем, как британца Хью Лори приняли за типичного американца, а также считает ли Охлобыстин роль Быкова лучше в карьере

<<Все выпуски рубрики>>


Featured Posts from This Journal

Comments

( 1 комментарий — Комментировать )
jacob_burns
Mar. 16th, 2018 11:06 am (UTC)
нашу версию с удовольствием вспоминаю. Ну а Дворжецкий всегда и везде одновременно демоничен и аристократичен, украшение любого фильма.
( 1 комментарий — Комментировать )

Календарь

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Таги