Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Categories:

Кинобитва: "Берегись автомобиля" (СССР, 1966) VS "Угнать за 60 секунд" (США, 1974)

Сегодня в нашей передаче мы обсудим такое малопочтенное занятие, как угон автомобилей. Самым известным угонщиком совесткого кинематографа, без сомнения, является Юрий Деточкин, главный герой ленты “Берегись автомобиля”, а в США безусловной классикой жанра считается картина “Угнать за 60 секунд”.

Лента “Берегись автомобиля” поставлена на студии Мосфильм в 1966 году режиссёром Эльдаром Рязановым по собственному сценарию, написанному в сотрудничестве с бессменным партнёром Эмилем Брагинским. Основой для сюжета послужила популярная в те времена “городская легенда” о современном Робине Гуде, который крал автомобили у взяточников и спекулянтов, продавал их, а деньги отправлял в детские дома. По мотивам этой легенды Рязанов и Брагинский сочинили своего героя, опираясь на традиции мировой литературы, основываясь на таких популярных образах, как Дон Кихот и князь Мышкин. Так появился персонаж с говорящей фамилией Деточкин. Однако этому сценарию суждено было воплотиться в реальность лишь спустя почти 5 лет, так как первоначально Центральный комитет не хотел давать добро на съёмки – мол, советские граждане начнут повально угонять машины друг у друга. Лишь благожалетльные рецензии на сюжет, переработанный в повесть и напечатанный в журнале “Молодая гвардия” смогли поколебать мнение чиновников.

Американская лента “Угнать за 60 секунд” вышла в свет в 1974 году. Как и “Берегись автомобиля”, это, безусловно, авторской проект. Единоличным творцом успеха фильма можно считать легендарного в узких кругах человека – Генри Блайта Галицки. Будучи 13-м ребёнком в семье, помешанной на автомобилях, уже к 17 годам молодой Генри открыл свою автомастерскую, постепенно развив её до приличных размеров корпорации. В возрасте 34 лет Генри Галицки задумал снять кино и подошёл к реализации своей мечты с размахом и присущей ему смелостью: сам написал сценарий, сам нашёл финансирование, и не побоялся примерить на себя роль режиссёра и исполнителя главной роли. В итоге получился фильм, который и по сей день считается эталоном независимого кинематографа. Сюжет ленты “Угнать за 60 секунд” достаточно прост. Профессиональный угонщик Мэндриан получает заказ на 48 автомобилей конкретных элитных марок. Угнав 47 машин, Мэндриан попадает под пресследование полицейских. Ему осталось добыть последний в списке Ford Mustang, но сделать это необходимо очень быстро.

Ещё перед началом съёмок ленты “Берегись автомобиля” Эльдар Рязанов столкнулся с проблемой выбора актёра на главную роль. Сам он видел в этой роли только Иннокентия Смоктуновского, но актёр в этот момент снимался в “Гамлете” и был недоступен. Тогда Рязанову удалось договориться с Юрием Никулиным, но производство фильма было приостановлено. Спустя два года, когда появилась возможность снять ленту, Никулин уехал с цирком на длительные гастроли, а Смоктуновский вновь отказался. В итоге после многочисленных проб Рязанову всё-таки удалось уговорить Иннокентия Смоктуновского, для которого роль Юрия Деточкина, без сомнения, стала одной из самых заметных в карьере. Другой важной составляющей картины стала та самая, угоняемая Деточкиным машина. Её роль исполнила мосфильмовская Волга ГАЗ-21, которая также снималась в таких лентах, как “Три тополя на плющихе”, “Бриллиантовая рука” и “Яды или всемирная история отравлений”.

У Генри Блайта Галицки во время съёмок ленты “Угнать за 60 секунд” не было проблемы с исполнителем главной роли, так как он взялся играть её сам. А вот автомобилей ему потребовалось немало. Для изображения 48 угнанных главным героем машин Галицки в основном использовал автомобили из своей коллекции, иногда снимая одно и то же авто для разных сцен. Главной звездой этого странного актёрского состава стал Форд Мустанг по кличке Элеонор, который был указан в финальных титрах наравне с исполнителями главных ролей. Много машин во время съёмок было разбито: только в кадре зритель может увидеть печальных исход 93-х автомобилей. Галицки почти не следовал написанному сценарию, отдавая дань импровизации и неожиданным трюкам, многие из которых он выполнял собственноручно, получив в итоге смещение 10 позвонков и хромоту.

Картина “Берегись автомобиля”, безусловно, стала классикой советского кинематографа, как и многие другие ленты Эльдара Рязанова. В год своего выхода, фильм занял 11 место в советском прокате, а на данный момент является постоянным участником любых пользовательских рейтингов лучших фильмов всех времён.

Генри Блайт Галицки заработал на прокате ленты “Угнать за 60 секунд” более 40 миллионов долларов. Спустя 15 лет он захотел выпустить сиквел, но съёмки закончились трагедией: во время одного из опасных трюков Галицки погиб. В 95-м году супруга Генри заключила контракт с Disney и спустя пять лет на экраны вышел римейк ленты с Николасом Кейджом в главной роли.

А какой фильм вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы поговорим о том, из-за трактовки какого произведения поссорились Уолт Дисней и его ближайший помощник Билл Питт, а также в каком советском мультфильме можно увидеть макабр

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Кинобитва
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments