Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Category:

Кинобитва: "Таксист" (США, 1976) VS "Брат" (Россия, 1997)

Герой-одиночка или безжалостный убийца, совесть нации или несчастный человек с поствоенным синдромом, благородный рыцарь без страха и упрёка или трагическое воплощение страшного времени. Все эти вопросы в равной степени применимы как к персонажу культового американского фильма Мартина Скорсезе “Таксист”, так к нашему отечественному Даниле Багрову – герою ленты Алексея Балабанова “Брат”.

Сценарий фильма “Таксист” был написан молодым журналистом Полом Шредером, который в то время находился в непрерывной борьбе с затяжной депрессией и проблемами личного характера, что в итоге вылилось в мрачную, депрессивную историю ветерана вьетнамской войны Трэвиса Бикла, пожелавшего очистить от человеческих грехов задыхающийся в миазмах город Нью-Йорк. Через некоторое время Шредеру повезло брать интервью у продюсера и режиссёра Брайана Де Пальмы, в ходе которого молодой сценарист предложил матёрому голливудскому кинематографисту свою работу. Де Пальма в свою очередь заинтересовал этим проектом продюсера Майкла Филлипса и режиссёра Мартина Скорсезе, на тот момент фактически дебютанта большого кино. Вскоре на горизонте возник и молодой исполнитель Роберт Де Ниро, снявшийся у Скорсезе в ленте “Злые улицы”. Однако съёмки фильма всё никак не удавалось начать, продюсеры не верили в перспективы столь неопытной команды. Всё однако изменилось уже через несколько лет, когда Де Ниро получил премию Оскар за роль в ленте “Крёстный отец 2”, а Скорсезе снял успешную картину “Алиса здесь больше не живёт”. Тогда-то проекту “Таксист” наконец был дан зелёный свет.

Сценарий отечественной картины “Брат” был написан молодым, никому не известным режиссёром Алексеем Балабановым, за плечами которого на тот момент времени были только две полноценные полнометражные ленты: экранизация произведения Сэмюэла Беккета “Странные дни” и картина “Замок” по роману Франца Кафки. Этого, однако, было достаточно, чтобы в Балабанова поверил продюсер Сергей Сельянов, который по мере своих скромных сил помогал ему с проектом фильма “Брат”. В ленте рассказывалось о молодом ветеране чеченской войны Даниле Багрове, приехавшем в Санкт-Петербург в гости к своему брату, который неожиданно для Данилы оказался наёмным киллером, да ещё и попавшим в опасный переплёт. В этот сценарий не поверил ни один из продюсеров, которым его показывали Балабанов и Сельянов, так что в итоге было принято решение снимать своими силами. Для этого пригласили молодого актёра Сергея Бодрова младшего, незадолго до этого случайным образом дебютировавшего в ленте своего отца “Кавказский пленник”, а также старых друзей Бабанова: актрису Светлану Письмиченко и Виктора Сухорукова.

Бюджет фильма “Таксист” составлял смешные для Голливуда деньги, чуть меньше полутора миллионов долларов, так что экономить приходилось на всём подряд. Так, например, из-за дефицита времени и денег операторам пришлось довольствоваться естественным освещением, а квартире главных героев были оборудованы в заброшенных зданиях, одно из которых снесли буквально через полчаса после завершения съёмок внутри него. Актёры, задействованные в фильме, очень скрупулёзно подошли к своим ролям, несмотря на отсутствие приличных гонораров. Де Ниро по много часов в день колесил за рулём настоящего такси по улицам Нью-Йорка, внимательно изучал умственные болезни, а также фактически придумал на ходу один из ключевых монологов фильма. Не подкачала и молодая, 13-летняя Джоди Фостер, которой пришлось придумывать свой образ почти с нуля.

Схожие проблемы испытывали и Сельянов с Балабановым на съёмках ленты “Брат”, бюджет которой и вовсе составил меньше 100 тысяч долларов. Фильм снимали в личных питерских квартирах участников съёмочной группы, гонораров актёрам в принципе не предусматривалось, одежду, в том числе и ставший культовым свитер крупной вязки главного героя, искали по секонд-хендам и знакомым. По старой памяти к съёмкам привлекли Вячеслава Бутусова и других уральских рокеров, с которыми Балабанов, уроженец Свердловска, был знаком ещё со времён студенчества. Даже съёмочную аппаратуру удалось найти где-то подешёвке: плёнку выкупили у американцев, снимавших Анну Каренину, а световую аппаратуру из личных закромов достал оператор фильма Сергей Астахов.

Лента Мартина Скорсезе “Таксист” после своего выхода в прокат мгновенно приобрела статус культовой, а многие критики и по сей день оценивают её, как один из краеугольных камней нового Голливуда, зародившегося в конце 70-х. Помимо Золотой Пальмовой ветви Каннского кинофестиваля, фильм “Таксист” также получил 4 премии Оскар, а для многих его создателей, включая Скорсезе, ДеНиро и Джоди Фостер, открыл двери в мир большого кино.

Примерно такой же эффект, со скидкой на отечественный мир кинематографа, произвела и лента “Брат”. Критики называют ей одной из лучших российских картин 90-х, она получила главный приз на фестивале “Кинотавр”, а Балабанов, Бодров и Сухоруков обрели невероятную популярность. Впоследствии был снят сиквел картины, который только укрепил культовость персонажа Данилы Багрова.

А какой фильм больше нравится вам?

P.S. А в следующий раз мы поговорим о двух экранизациях пьес французского драматурга Робера Тома

<<Все выпуски рубрики>>

Tags: Кинобитва
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments