Илья Косолапов (kosolapov) wrote,
Илья Косолапов
kosolapov

Category:

Чёрное зеркало: Брандашмыг

Black Mirror: Bandersnatch
Год: 2018
Страна: США, Великобритания
Режиссёр: Дэвид Слэйд
В ролях: Финн Уайтхед, Крэйг Паркинсон, Элис Лоу, Азим Чодри, Уилл Поултер
Продолжительность: ~90 минут
Слоган: -

США, 1984 год. 19-летний самоучка-программист Стефан пытается создать в домашних условиях новую видеоигру, основанную на фантастической книге под названием "Брандашмыг". Ключевая идея игры, как и романа, в том, что пользователи или читатели в определённые моменты сами могут выбирать вариант, по которому будет развиваться сюжет в дальнейшем. С наработками "Брандашмыга" Стефан приходит в компанию по производству видеоигр, в которой работает САМ Колин Ритман — программист, все игры которого становятся кассовыми хитами. Познакомившись с Ритманом и главой студии мистером Такером, Стефан углубляется в разработку своего "детища".

Небольшое отступление для тех, кто почему-то до сих пор не в курсе: "Чёрное зеркало" — это великолепный сериал-альманах, первые семь серий которого снимали британцы, а затем к производству подключились ребята из "Netflix", сохранив при этом дух и стиль этого действительно очень крутого тв-шоу. Каждая серия "Чёрного зеркала" — это законченная история, не связанная с другими эпизодами. Единственным объединяющим элементом сериала являетя некая идея — каждая серия представляет альтернативный взгляд на нашу реальность, в прошлом, настоящем или будущем времени. В этой новой реальности ключевую роль играет то или иное, зачастую вымышленное, техническое изобретение, новшество или какая-либо моральная дилемма, связанная со стремительным развитием технологий. Так что абсолютно логично, что столь инновационный тв-продукт, как "Брандашмыг", было решено реализовать именно в рамках "Чёрного зеркала".

Я могу ошибаться, но вроде бы это первый в истории телевидения по-настоящему интерактивный сюжет, развитие которого определяет зритель. Сделано это совершенно потрясающе. Раз в несколько минут джойстик игровой приставки (мы смотрели через PlayStation 3) вибрированием возвещает о том, что скоро вам предстоит сделать выбор. Затем на экране появляется специальная полоса с вариантами ответа, а также отсчёт 10 секунд, данных вам на обсуждение и принятие решения. "Монтажные" склейки при этом практически незаметны, в связи с чем возникает по-настоящему волшебный и завораживающий эффект. В зависимости от вашего выбора, насколько я понял, сюжет может занять от 40 минут до 2 часов, однако, даже если вы где-то свернули не туда и "проиграли", программа предложит вам вернуться к тому или иному ключевому моменту, чтобы вы смогли выбрать другой вариант. После просмотра, мы специально поискали в интернета карту вариантов и "побегали" по различным веткам развития событий — ключевых концовок в этом сюжете около 3-4 (плюс несколько вариантов "проигрыша"), но к каждой из них можно прийти с разным набором знаний, что повлечёт за собой минимальные, но всё-таки ощутимые изменения в финале. Всё это, конечно, производит сильное впечатление. Не могу сказать, что за этим будущее телевидения, но эксперимент получился крутой и я с большим удовольствием попробовал бы посмотреть и другие сюжеты в таком вот интерактивном обрамлении.

Другое дело, что за технологиями не должен теряться собственно сюжет и атмосфера эпизода. А с этим у "Брандашмыга" есть определённые проблемы. Из-за обилия вариантов, многие из которых к тому же ведут никуда и заставляют вас вернуться назад, сюжет в голове совершенно не склеивается. Нельзя сказать, что получается разрозненный набор эпизодов, но целостности восприятия всё-таки добиться не удалось. Возникает мешанина деталей и образов и не всегда удаётся вспомнить, в какой версии сюжета ты в данный момент находишься. Об актёрской игре, операторской работе, саундтреке, монтаже и других технических моментах тоже особо говорить не приходится — даже если они и сделаны на высоком уровне, зритель всё равно в полной мере не сможет этого оценить, будучи полностью увлечённым развитием интерактивного сюжета.

Таким образом, эксперимент получился чертовски интересным, но всё-таки не без огрехов. С концептуальной точки зрения — это, конечно, прорыв и что-то новое в индустрии. Однако в этом направлении ещё стоит провести определённую работу, чтобы выбор сюжета не казался временами обременительной обязанностью, и чтобы можно было по достоинству оценить художественные качества финального продукта. Но какие же они всё-таки молодцы — все те, кто занимается "Чёрным зеркалом". С нетерпением буду ждать новый, классический сезон.

Оценка: 8 из 10

<<Перейти к списку рецензий>>
Tags: 2018, 8 из 10, Великобритания, Дэвид Слэйд, Кино, США, Уилл Поултер, Финн Уайтхед
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments