Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

Кино

Кинобитва: "Новый Гулливер" (СССР, 1935) VS "Путешествия Гулливера" (США, 2010)

Удивительно, но культовый сатирически-фантастический роман английского писателя Джонатана Свифта “Путешествия Гулливера” не может похвастаться многочисленными киноверсиями, наверное, в связи со своей масштабностью и широтой охвата тем. А если кто-то и брался за прозу Свифта, то зачастую ограничивался лишь первой частью книги про страну Лилипутов, да ещё и зачастую делал не прямую экранизацию и лишь версию “по мотивам”. По этой схеме, например, в СССР в 30-е был снят фильм “Новый Гулливер”, а в 2010-м году на широкие экраны вышла американская картина “Путешествия Гулливера”.

Collapse )

А какой фильм вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем кто написал Кэтрин Бигелоу разгневанное открытое коллективное письмо, а также для какого ленты Владимиру Хотиненко потребовалась анимированная 3D-чайка

<<Все выпуски рубрики>>

лошадка

Книжный год 2017

Пришло время поддержать предновогоднюю традицию, которая возникла в прошлом году, и подвести итоги книжного года. Всего мною за год было прочитано 78 книг, из них 41 — Агаты Кристи. Из всех прочитанных книг 54 штуки я читал в первый раз, и вот из этих 54-х я выбрал 10 лучших (то есть "Десяти негритят" и "Убийства Роджера Экройда" нет смысла ждать в топе :) ). Итак, поехали — 10 лучших из новых для меня книг, прочитанных в 2017-м:

10) Марк Фрост. "Тайная история Твин Пикс". Я ничего не ожидал от этой книги, так как не являюсь преданным поклонником сериала "Твин Пикс", не особенно собирался смотреть новый сезон, а к Дэвиду Личну в принципе отношусь с изрядной долей скепсиса и даже лёгкой формой ненависти. Однако когда мой коллега купил и прочитал этот красивый том, я решил тоже попробовать — и не пожалел. Даже совсем далёким от оригинального сериала людям, наверняка, понравится читать этот псевдо-документальный роман, полный литературных и издательских находок, содержащий интересные повороты сюжета и даже достаточно необычный финальный твист. Короче говоря, неожиданно, но я проникся. Читать необходимо, разумеется. бумажную версию.

9) Энтони Бёрджесс. "Заводной апельсин". Классика жанра социальной антиутопии, получившая дополнительную долю известности, благодаря экранизации Стэнли Кубрика, которая также далека от литературного оригинала, как и кино "Сияние" от романа Стивена Кинга. Книга мне понравилась даже больше фильма. Впрочем кино я смотрел давненько, не могу ручаться за адекватность восприятия. Книга же оказалась очень крепкой и оригинальной антиутопией, в которой Бёрджесс "поиграл" не только с сюжетом, но и с формой повествования, вставив в текст неологизмы-жаргонизмы на русском языке.

8) Агата Кристи. "Свидание со смертью". Агаты Кристи я в этом году читал много и, разумеется, были и шедевры среди прочитанного, однако большую их часть я читал не в первый раз. Роман "Свидание со смертью" — лучшая из книг Агаты, прочитанных мною в этом году в первый раз. Очень много внимания здесь уделяется не столько детективному расследованию, сколько психологической составляющей взаимоотношений между персонажами. А такой колоритной жертвы у "старушки" Агаты не было никогда. Роман не самый известный, но я его весьма советую.

7) Владимир Познер. "Прощание с иллюзиями". Ещё один (не последний) представитель документального жанра в моём топ-10. Как и в случае с Марком Фростом, многого я от этой книги не ждал, но в итоге был очень-очень сильно впечатлён. Владимир Познер не только прожил потрясающую с точки зрения разнообразия и плотности событий жизнь, но также смог интересно её описать, встроив свои личные переживания в исторический контекст нашей страны. На выходе получилась одна из самых увлекательных биографий, что мне довелось читать в моей жизни.

6) Борис Акунин. "Седмица Трёхглазого". Акунин продолжает свой проект "История Российского государства" (на днях вышла пятая часть, посвящённая Петру Великому). Одна из многочисленных фишек серии состоит в том, что каждый исторический том сопровождается беллетрическим романом (или набором рассказов и повестей), герои которого жили в описанную эпоху. Четвёртый том, посвящённый историческому отрезку между Смутой и Петром, сопровождался целым романом, который называется "Седмица Трёхглазого". Он содержит семь глав, в которых описываются жизненные перипетии средневекового сыщика, приключившиеся с ним в 12, 22, 32 и так далее лет. Получилось очень интересно и живо. Как это часто бывает у Акунина — не оторваться.

5) Владимир Набоков. "Приглашение на казнь". Первую пятёрку неожиданно для меня самого открывает книга 30-х годов. Владимир Набоков тогда умудрился написать повесть, которая по уровню сюрреалистического бреда ничем не уступает лучшим творениям Франца Кафки. Вообще я такую прозу не очень признаю, не говоря уж о её применении в кинематографе (моя ненависть к Дэвиду Линчу именно этим обусловлена), но тут почему-то прям на душу легло. Отличное произведение, читать которое сложно и интересно одновременно.

4) Ренсом Риггз. "Дом странных детей". Тут стоит сразу оговорить, что речь идёт исключительно о первой книге трилогии. Именно она произвела на меня очень сильное впечатление, продолжения получились у автора похуже: почти пропала магическая и немного пугающая атмосфера, появилось мельтешение и клишированные сюжетные повороты. Но первая книга — это просто класс. И персонажи, и сюжет, и особенно идея с реальными и очень странными фотографиями, изображения на которых искусно вплетены в текст книги. Отличный представитель современного фентези.

3) Илья Ильф и Евгений Петров. "Двенадцать стульев". Классика, что тут ещё скажешь. Почему так вышло, не знаю, но я добрался до этой книги только сейчас, и, конечно, она мне очень понравилась. А как ещё могло быть, когда практически все реплики того же Бендера ты знаешь наизусть, и, читая книгу, радуешься их появлянию в тексте? Кстати, я читал версию, которая ещё не подверглась цензуре и которая содержала, помимо всего прочего, историю о детсве и юности Кисы Воробьянинова: грубо говоря, как он дошёл до жизни такой. Добавляются весьма интересные штрихи к его образу. Одним словом, это не та книга, чтобы её советовать, тут каждый сам понимает, что надо бы прочитать "Двенадцать стульев" хоть раз в жизни.

2) Михаил Зыгарь "Вся кремлёвская рать". Потрясающий пример документалистики, который читать также интересно, как какой-нибудь закрученный политический триллер, или даже фентези для взрослых. Очень понравилось, как аккуратно и осторожно автор подошёл к фактологии, как он не стал впадать в "чёрно-белую" схему отображения действительности, пытаясь удержаться на грани объективности и своего личного мнения. Идеальный баланс литературного стиля, отсутствия занудности, темпа, яркости в описаниях и даже саспенса.

1) Дмитрий Глуховский. "Текст". Довольно неожиданный лидер топа. Даже когда я садился за составление списка, я никак не ожидал увидеть на вершине именно эту книгу, но по факту оказалось, что это действительно самый яркий роман, прочитанный мною в этом году. Я вообще не самый большой фанат Глуховского. Мне нравится "Метро 2033" и "Сумерки", но не очень понравилось "Метро 2034" и "Будущее". В новой книге "Текст" автор впервые удержался от фантастики и паранормальных явлений, сосредоточившись на социальной и жизненной прозе. И у него это получилось блестяще. Острое, суровое, трагичное произведение о жизни, судьбе, "маленьком" человеке и его попытках не стать подлецом и подонком в ужасающих жизненных обстоятельствах.

Collapse )


Статистика:
Всего прочитано — 78 книг
В первый раз — 54 книги
Нон-фикшн — 14 книг
Российские — 23 книги
Высокие оценки (9 или 10) — 24 книги

Всего авторов -  31
Агата Кристи — 41 книга
Ренсом Риггз и Макс Фрай — по 3 книги
Илья Ильф и Евгений Петров, Борис Акунин, Александр Балунов и Владимир Познер — по 2 книги

лошадка

Четыре антиутопии

Название: Не отпускай меня (Never Let Me Go)
Автор: Кадзуо Исигуро
Год выхода: 2005

Синопсис: Кэти, Рут и Томми выросли вместе в одной необычной школе-интернате, где воспитывались специальным образом, что затем без проблем послужить обществу, как им было предназначено судьбой. Что это за предназначение, зачем начальница интерната Мадам каждый год собирает лучшие картины своих воспитанников, и почему учителя порой смотрят на своих учеников с жалостью — узнаем по ходу книги.

Моё мнение: Много слышал про эту антиутопию и про экранизацию с Гарфилдом, Найтли и Маллиган, конечно, тоже. Вот довелось наконец прочитать и что-то как-то я не особо впечатлён. Такое ощущение, что вся книга сводится к одной ключевой и суперэмоциональной сцене в поле практически в самом конце, а всё, что было до этого, лишь мягкая подводка к кульминации. Читать было откровенно скучновато, что при такой, в общем-то классной задумке, меня даже расстроило. Какие-то мелкие детали абсолютно ненужные постоянно лезли в глаза, какие-то сумбурные описания, хаотичные события — прям чувствуется, что автор японец. Не то чтобы это было плохо, просто, видимо, не особо для меня. Хотя красоту самой идеи и глубину постановки вопросов я оценил.

Оценка: 7 из 10

Название: Пляж (The Beach)
Автор: Алекс Гарленд
Год выхода: 1996

Синопсис: Путешественник-"дикарь" Ричард приезжает в Тайланд за острыми ощущениями. В дешёвой гостинице он встречается с очень странным человеком по имени Даффи Дак, который оставляет Ричарду карту с отмеченным на ней таинственным райским островом, а затем перерезает себе вены. Ричард вместе со случайно подвернувшейся ему французской парочкой решает найти остров, на котором по слухам есть райский пляж, населённый путешественниками, ценящими уединение.

Моё мнение: Про эту книгу Алекса Гарленда я, конечно, тоже слышал, ведь именно по её мотивам Дэнни Бойл снял одноимённую ленту с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Чему я удивился, так это тому, что Алекс Гарленд также написал сценарии к фильмам "28 дней спустя" и "Пекло", а ещё снял одну из самых крутых картин 2015-го года "Из машины". В общем, мастер на все руки оказался. Книга "Пляж" мне в целом понравилась. Она гораздо более разнообразная и детальная нежели фильм, здесь больше ключевых персонажей, интереснее сюжетные линии, но чуть менее острый и неожиданный конец. Не могу сказать, что прямо шедевр, но роман очень хороший, стоит того, чтобы его прочитать.

Оценка: 8 из 10

Название: Котлован
Автор: Андрей Платонов
Год выхода: 1930

Синопсис: После того, как Вощева уволили с механического завода по причине слабосильности и задумчивости среди общего темпа труда, он отправился искать себе другое место работы. В итоге Вощев наткнулся на бригаду строителей, которая приступала к постройке единого здания, где будет жить весь местный пролетариат. Правда сначала нужно выкопать котлован, который по указке председателя окрпрофсовета становится всё больше и больше...

Моё мнение: Повесть "Котлован" была написана Андреем Платоновым в 30-м году и является острой, антиутопической сатирой на события первой пятилетки. С тех пор прошло 87 лет и книга, конечно, в некоторой степени стала жертвой времени, и больше не звучит столь же остро и социально, как это, наверняка, было когда-то. Однако и по сей день она, как минимум, является памятником русской словесности, над которой Платонов в тексте "поиздевался" вдоволь. Автор придумал абсолютно уникальный стиль повествования: такой, что читать его с непривычки тяжело, но зато потом, когда втягиваешься, оторваться невозможно — "Сказав это, Чиклин вонзил лопату в верхнюю мякоть земли, сосредоточив вниз равнодушно задумчивое лицо". Ну а сюжет — очень такой, конечно, обличающий. Да, не совсем актуально, но очень интересно. Советую.

Оценка: 8 из 10

Название: Приглашение на казнь
Автор: Владимир Набоков
Год выхода: 1935

Синопсис: Гражданина Цинцинната Ц. приговаривают к смертной казни в виду его "непрозрачности" и "гносеологической гнусности" и помещают под стражу в замок на горе. Цинциннат вступает в бесконечные разговоры с тюремщиком Родионом, адвокатом Романом, директором тюрьмы Родригом Ивановичем и его маленькой дочкой Эммочкой с одной лишь целью — узнать точную дату своей смерти. Однако все окружающие его люди не стремятся делиться с Цинциннатом этой информацией...

Моё мнение: Владимир Набоков, написавший это произведение в середине 30-х годов, мог сколь угодно долго отрицать влияние Франца Кафки на свою прозу, однако по-моему спорить глупо — повесть "Приглашение на казнь" получилась очень "кафкианской" и, поверьте мне, в данном случае это высочайший комплимент. Абсолютно потрясающая, сюрреалистическая книга, в которой всё двойственно, всё зыбко, всё как будто не взаправду. Безумные диалоги, яркие образы, очень классные сюжетные находки и даже некий "твист" в конце присутствует. Очень советую, одна из лучших книг, прочитанных мною в 2017-м.

Оценка: 9 из 10

<<Обзоры других книг>>

Кино

Убийство в Восточном экспрессе

Murder on the Orient Express
Год: 2017
Страна: США, Великобритания, Мальта, Канада
Режиссёр: Кеннет Брана
В ролях: Кеннет Брана, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Джонни Депп, Джош Гад, Дерек Джекоби, Лесли Одом мл., Мишель Пфайффер, Дэйзи Ридли, Том Бейтман, Марван Кензари, Оливия Колман, Люси Бойнтон, Мануэль Рульфо, Сергей Полунин, Миранда Рэйсон
Продолжительность: 114 минут
Слоган: "Под подозрением каждый"

Гениальный и всемирно известный сыщик Эркюль Пуаро отправляется в деловую поездку на знаменитом поезде "Восточный экспресс", но до места назначения без приключений он, разумеется, не доедет. Сначала ему предлагает работу американский бизнесмен мистер Рэтчетт, а после того, как Пуаро отказывается защищать явно не святого дельца, кто-то ночью убивает Рэтчетта, ударив того ножом более десятка раз. Пуаро не может не подключиться к расследованию, тем более, что поезд застрял в снегах и количество подозреваемых оказалось ограниченно пассажирами поезда.

Исходные данные у этого фильма были, конечно, блестящие. Во-первых, сама литературная основа - одна из трёх самых известных и объективно лучших книг гениальной Агаты Кристи наряду с "Десятью негритятами" и "Убийством Роджера Экройда". Я, кстати, был очень удивлён, когда выяснил, как мало людей читали эту книгу, а если кто и читал, так по какой-то причине забыл развязку, хотя мне лично кажется, что это просто невозможно. Во-вторых, актёрский состав фильма, на котором была основана вся маркетинговая кампания. Это и логично: не каждый день в одном кадре сходятся такие мастодонты актёрского цеха, как Джонни Депп, Джуди Денч, Уиллем Дефо, Пенелопа Крус, Мишель Пфайффер и другие. Наконец, сам Кеннет Брана, который вполне себе личность незаурядная. Это широким массам он знаком по роли незадачливого преподавателя Хогвартса во второй части "Гарри Поттера", да ещё как режиссёр первого "Тора" и сиквела диснеевской "Золушки". Более въедливые зрители, безусловно, знают, что Кеннет Брана - один из главных популяризаторов творчества великого Шекспира в Голливуде, знаменитый театральный актёр, а также создатель потрясающей экранизации "Франкештейна" Мэри Шелли. Так что с постановочной точки зрения фильм должен был получиться весьма крепким.

В итоге оказалось, что "гамлетовское" прошлое Кеннету Бране, пожалуй, даже несколько помешало. Агату Кристи, по моему мнению, надо снимать просто и изящно, а Брана дал такого "Шекспира", особенно в конце, что превратил "старичка" Пуаро из изящного и по сути комичного персонажа чуть ли не в Макбета или Отелло с их глубокими страданиями и нетривиальным моральным выбором. Брана даже умудрился добавить своему персонажу какие-то абсолютно неуместные любовные переживания, который тот испытывает, гляда на старую потрёпанную фотографию, очевидно, своей давней возлюбленной. А уж отсылки к "Тайной вечере" в конце - это вовсе из разряда киноанекдота. Ну и до кучи, Брана решил привнести в классический текст ещё и моменты, связанные с расизмом, чего, конечно, у "старушки" Агаты не было. Но к этому уже пора начинать привыкать: время обязывает, благо, что Брана не стал этим злоупотреблять.

Но во всём остальном мне фильм, безусловно, понравился. Во-первых, всё очень "вкусно" и стильно снято: все эти классные операторские фишечки, съёмки сверху, снизу, по диагонали, параллельный монтаж сцен допроса, очень достойные декорации, в которых образ зловещего поезда становится чуть ли не отдельным действующим лицом. Многие говорят, что столь блестящий по именам актёрский состав не сыграл своё. Я с этим категорически не согласен. Наоборот, каждый актёр или актриса был очень хорош в отведённых ему рамках, и никто не перетягивал одеяло на себя. Конечно, ключевые перфомансы блестяще показали сам Кеннет Брана, потрясающая Мишель Пфайффер, прекрасно-омерзительный Джонни Депп и, пожалуй, Люси Бойнтон. Остальные тоже были молодцом в своих минивыходах: и Джош Гад, и Лесли Одом, и Джуди Денч и многие другие. Мне вообще повезло смотреть эту ленту в оригинальной озвучке, так что я ещё и смог насладиться многообразием различных акцентов: от жуткой американской "каши во рту" мистера Рэтчетта, до изящного испанского говора персонажа Пенелопы Крус, от классического коверканья слов от Пуаро до раскатистого, русского акцента графини Драгомировой.

Одним словом, мне скорее понравилось, чем нет: отличная актёрская игра, гениальная детективная интрига, доставшаяся Бране от Агаты Кристи, очень крутая постановка и общая, стильная атмосфера. Но фильм получился всё-таки с огрехами и лишними "шекспировскими" страстями, которые привели к  слегка пафосной концовке. Но Кеннет Брана, пожалуй, и не мог по-другому. Стоит простить ему его маленькие слабости.

Оценка: 8 из 10

<<Перейти к списку рецензий>>
лошадка

Четыре книги: Глуховский, Несбё, Экзюпери, Гейман

Название: Текст
Автор: Дмитрий Глуховский
Год выхода: 2017

Синопсис: Молодой парень Илья Горюнов выходит из тюрьмы, куда попал по вине полицейского Петра Хазина, подкинувшего Горюнову во время рейда по дискотекам пакетик с наркотиками. За семь прошедших в тюрьме лет Горюнов потерял любимую девушку, его лучший друг стал чужим человеком, а мать не дождалась сына буквально несколько дней и умерла. Илья решает отомстить Хазину, после чего становится обладателем его телефона, а значит и жизни...

Моё мнение: Дмитрий Глуховский хоть и писал почти всегда только лишь фантастические книги, но действительно выделялся шикарным литературным слогом, который явно заслуживал серьёзной сюжетной фактуры. Нечто остросоциальное Глуховский писать уже пробовал: это и сборник "Рассказы о Родине", и антиутопия "Будущее", и даже местами абсолютно "гоголевский" ужастик "Сумерки". Но первой по-настоящему серьёзной и жизненной книгой Глуховского стал именно "Текст", и сразу "Бинго!". Очень крутая вещь: тяжёлая, остросоциальная, местами даже философская. И типаж главного героя очень аутентичен русской литературе — этакий маленький человек, который в нужное время и в нужный момент повёл себя правильно, по совести, хоть и мучился всю дорогу рефлексией и самокопанием. Очень советую! Безусловно, одна из лучших книг этого года.

Оценка: 9 из 10

Название: Снеговик (Snømannen)
Автор: Ю Несбё
Год выхода: 2007

Синопсис: Опытный детектив со сложным характером Харри Холе идёт по следу кровавого маньяка-убийцы, жертвами которого становятся замужние женщины. Преступления происходят в тот день, когда в Норвегии выпадает первый снег, а на месте убийства маньяк оставляет свой фирменный атрибут — свежеслепленного снеговика.

Моё мнение: Решил прочитать книгу прежде чем смотреть одноимённую экранизацию с Фассбендером, тем более, что общее мнение о фильме у критиков и тех, кто уже успел посмотреть его за границей, сложилось скорее негативное, так что испортить себе интригу я не боялся. В итоге считаю, что "Снеговик" — это довольно крепкий детектив-триллер и, возможно, я прочитаю что-то ещё из серии про Харри Холе, благо книг там не так уж и много, что-то около десятка. Местами, конечно, затянуто, местами излишне мелодраматично и клише присутствуют. Однако общее впечатление довольно неплохое производит. Кстати, убийцу я разгадал, у меня есть свидетели и даже электронные пруфы))

Оценка: 8 из 10

Название: Маленький принц (Le Petit Prince)
Автор: Антуан де Сент-Экзюпери
Год выхода: 1943

Синопсис: Некий пилот, который всю жизнь пытался остаться ребёнком внутри и не стать угрюмым и излишне серьёзным взрослым, совершает вынужденную посадку в пустыне. Там он встречает удивительного мальчика, который прилетел с астероида. Принц рассказывает пилоту о своих приключениях в космосе и на Земле. Его истории одновременно наполнены мудростью веков и наивностью в глазах смотрящего на эти события маленького принца.

Моё мнение: Может быть я ещё не очень готов и не созрел. Может быть сказался тот факт, что я читал эту книгу около полугода с перерывами в 1-2 недели и на чешском языке. Может быть я в душе стал циником и взрослым. Но я не смог в полной мере разделить общепринятое мнение о гениальности этой книги. Ни в коей мере не умаляя её вклада в литературу и степень её легендарности, я всё-таки не нашёл здесь чего-то уж запредельно щемящего и глубокого. Ну да, набор простых человеческих ценностей на уровне детской морали. К тому с некоторыми тезисами я бы ещё и поспорил. Одним словом, хорошая книга, но я не получил того, что ожидал.

Оценка: 8 из 10

Название: Американские боги (American Gods)
Автор: Нил Гейман
Год выхода: 2001

Синопсис: Грядёт великая битва между старым и новым поколениями богов на Американской Земле. Бог Один, представляющийся всем просто, как мистер Среда, собирает войска, чтобы повести их в бой против современных богов медиа, технических устройств, автомобилей и банков. Ключевую роль в этом противостоянии должен сыграть только что вышедший из тюрьмы Тень — молчаливый громила, поступивший на работу к мистеру Среде.

Моё мнение: Опять же решил прочитать эту в полной мере легендарную фентези-книгу лишь потому, что она вновь оказалась на волне хайпа, в связи с вышедшим первым сезоном одноимённого сериала-экранизации. Много слышал про этот роман раньше, но фактически ничего не знал о нём, кроме названия. Прочитал. Ну прикольно, мне понравилось в целом, хоть и были места в серединке, где я откровенно скучал. Но развязка всё сгладила — очень мощная, неожиданная и социальная. Персонажи тоже отличные: и Среда классный, и Чернобог, и паукообразный Нанси, и антагонисты: толстяк Техномальчик, обаятельная Медиа, загадочный Мир. Сам Тень, конечно, ни рыба, ни мясо, хоть в конце резко и ожидаемо крутеет. Но он здесь и нужен в качестве ширмы, за которой скрывается всё самое интересное. В целом, я, конечно, готов посоветовать. Интересная вещь.

Оценка: 8 из 10

<<Обзоры других книг>>

Кино

Скрюченный домишко

Crooked House
Год: 2017
Страна: Великобритания
Режиссёр: Жиль Паке-Бреннер
В ролях: Макс Айронс, Гленн Клоуз, Стефани Мартини, Кристина Хендрикс, Джиллиан Андерсон, Аманда Аббингтон, Джулиан Сэндс, Кристиан МакКэй, Джон Хеффернан, Хонор Книфси, Престон Найман, Теренс Стэмп, Роджер Эштон-Гриффитс
Продолжительность: 115 минут
Слоган: -

В недрах собственного поместья умирает успешный бизнесмен и крайне неординарная личность Аристид Леонидис. Как вскоре становится известно следствию — умирает он от отравления, которое недвусмысленно намекает на убийство. Внучка погибшего, София Леонидис, приглашает в дом своего бывшего любовника, ныне частного детектива Чарльза Хейуорда, у которого есть несколько дней, чтобы разобраться в причинах столь неожиданной смерти. Вскоре выясняется, что обитатели дома напоминают скорее пауков в банке и каждый из них был бы не прочь собственноручно устранить Аристида. Но воплотил свой план в действие только один из них...

На фоне новой активно рекламируемой киноверсии романа Агаты Кристи "Убийство в "Восточном экспрессе" Кеннета Браны как-то очень незаметно на широкие экраны вышла экранизация другого легендарного её произведения "Скрюченный домишко". А ведь там однозначно было за что взгляду зацепиться. В первую очередь, конечно, сама литературная основа. "Скрюченный домишко", конечно, не входит в общепринятую тройку лучших произведений Агаты (там всё прочно оккупировано "Десятью негритятами", "Убийством Роджера Экройда" и всё тем же "Восточным экспрессом"), однако в топ-10 её наверняка включат все более или менее знакомые с творчеством писательницы люди. Есть там и выдающийся, особенно по меркам того времени, сюжетный финальный твист, и драматургия, и набор шикарных, разнообразных персонажей. Режиссёра, взявшегося за экранизацию этого произведения, зовут Жиль Паке-Бреннер. Постановщик не слишком известный, однако его предыдущий фильм по общему мнению также являлся неплохим литературным детективом: лента "Тёмные тайны" поставлена по одному из романов Гиллиан Флинн, той самой, что написала "Исчезнувшую". Ну и актёрский состав, конечно: Джиллиан "Скалли" Андерсон, Кристина Хендрикс, Гленн Клоуз, Аманда "жена Ватсона" Аббингтон, Теренс Стэмп — не последние всё люди в Голливуде.

Одним словом, поклонникам творчества легендарной британской писательницы ознакомиться с этой лентой было делом обязательным. Сходил в кино и я. И нисколько не был этим походом разочарован. Возможно, это не самая яркая экранизация Агаты Кристи, однако она однозначна снята с любовью к оригиналу и с твёрдым пониманием фактуры. В этом фильме мне понравился баланс между литературной основой и собственными находками. С одной стороны, многие диалоги в фильмы взяты чуть ли не слово в слово из книги, с другой стороны есть и интересные сюжетные отступления: линия с Каиром и первой встречей Софии и Чарльза, детали второго покушения, новые яркие краски в образах вдовы Аристида и леди Эдит, брутально расстреливающей кротов из двуствольного ружья. При этом детективная интрига нагнетается достаточно поступательно, саспенс присутствует, сюжет на куски не разваливается, а актёры отрабатывают очень и очень добросовестно: особенно хороши были Джиллиан Андерсон и Аманда Аббингтон. Единственное, что мне не очень понравилось, так это тот факт, что личность убийцы чуть сильнее выпячивается с самого начала, не так как это было в книге. Таким образом легче становится догадаться.

В итоге, картина мне понравилась, и даже очень. Хорошая, крепкая экранизация хорошего, крепкого детективного романа. Особенно советую, конечно, поклонникам оригинального творчества Агаты Кристи. Дух и стиль здесь присутствует в полной мере, при этом снято не скучно и не банально. Порадовали — теперь очередь за Кеннетом и его звёздным составом подозреваемых в новом "Восточном экспрессе".

Оценка: 8 из 10

<<Перейти к списку рецензий>>
лошадка

Три книги Агаты Кристи

Зло под солнцем (Evil Under the Sun)
Герои: Эркюль Пуаро
Год выхода: 1941

Синопсис: Пуаро, в очередной раз задумывавшийся об уходе на пенсию, отправляется в отпуск на курортный остров, где селится в отеле "Весёлый Роджер". На его глазах разворачивается неприятная история любовной интрижки бывшей актрисы Арлены, прибывшей сюда с мужем и падчерицей, и журналиста Патрика, который также находится на острове вместе со своей второй половинкой. Вскоре Арлену находят задушенной на пустынном пляже и все подозрения падают на её мужа и на жену Патрика.. Однако Пуаро понимает, что всё не так просто.

Моё мнение: Столько слышал об этом романе, даже экранизаций у него несколько: помимо Суше, ещё и Устинов сыграл Пуаро в киноверсии этой книги, ждал много — а в итоге получил весьма стандартный, хоть и крепкий, детектив. Таких у Агаты много. Средний уровень у них высокий, но мы все знаем, что старушка умела, так что "Зло под солнцем" — не более, чем фон для настоящих шедевров. К тому же финальное объяснение убийство кажется слишком уж неправдоподобным и запутанным. Прям всё сошлось тютелька в тютельку у преступника. Мне такое не очень нравится. Потому и убийца оказался неожиданным. Впрочем, можно похвалить персонажей — довольно разнообразные и местами весьма колоритные, да и локация интересная.

Сюжет: 7
Персонажи: 8
Интрига: 8

Общая оценка: 8 из 10

Н или М? (N or M?)
Герои: Томми и Таппенс
Год выхода: 1941

Синопсис: Томми и Таппенс Бересфорды снова в деле! На этот раз секретная служба отправляет их в Сан-Суси — британский пансион на побережье. Их задача определить, кто из обитателей этой гостиницы являются опасными шпионами под кодовыми именами "Н" и "М". В первые годы Второй Мировой Войны крайне важно выявить состав "Пятой колонны", так что работа Томми и Таппенс окажется сложной, опасной и очень ответственной.

Моё мнение: Кажется, я уже писал, что Томми и Таппенс Бересфорды являются крайне недооценёнными сквозными персонажами Агаты Кристи, причём это касается самой писательницы. Мисс Марпл, на мой взгляд, менее интересный герой, но она появляется более, чем в 10 книгах, а Бересфорды только в пяти. При этом перерыв между второй и третьей составил 11 лет. Из трёх первых книг, "Н или М" — однозначно лучшая. Юмор этих персонажей отлично лёг на шпионскую интригу, а финальный твист оказывается весьма и весьма неожиданным. Причём эту книгу я ещё в детстве читал, теперь же с нетерпением жду момента, когда в моём марафоне появится продолжение этой серии, с которым я ещё пока не знаком.

Сюжет: 8
Персонажи: 8
Интрига: 9

Общая оценка: 8 из 10

Раз, два — пряжку застегни (One, Two, Buckle My Shoe)
Герои: Эркюль Пуаро, инспектор Джепп
Год выхода: 1941

Синопсис: Раз в полгода Пуаро, скрепя сердце, посещает своего личного стоматолога. После одного их таких визитов Пуаро узнаёт, что его дантиста нашли мёртвым в собственном кабинете. Убийство так искусно замаскированно под самоубийство, что инспектор Джепп не видит причин для беспокойства. Но Пуаро догадывается, что в этом непримечательном, казалось бы, деле могут быть затронуты политические мотивы и судьба всей страны.

Моё мнение: Не люблю, когда Агата Кристи пускается в какие-то политические истории. Это всегда выглядит как-то натужно: куда-то пропадает фирменная лёгкость, всё вокруг становится излишне серьёзным, да и детали дела начинают откровенно "плавать". В общем что-то подобное и случилось с этим романом. Сюжет относительно невнятный, спасают его только более или менее интересные герои и достаточно необычный мотив для убийства. В целом, проходная вещь.

Сюжет: 6
Персонажи: 7
Интрига: 7

Общая оценка: 7 из 10

<<Обзоры других книг>>

Кино

"Доктор Живаго" (США-Италия-Великобритания, 1965) VS "Доктор Живаго" (Россия, 2005)

Одним из самых значимых произведений советского писателя, поэта и переводчика Бориса Пастернака является его роман под названием “Доктор Живаго”, который не единожды был экранизирован в разное время и в разных странах. Сегодня мы сравним американский и российский подход к этому бессмертному произведению.

Collapse )

А какой фильм вам нравится больше?

P.S. А в следующем выпуске мы узнаем создатели какого советского мультфильма искали вдохновение в зимней Прибалтике, а также почему в студии Дисней однажды появился живой олень

<<Все выпуски рубрики>>

лошадка

Две книги Владимира Познера

Прощание с иллюзиями
Год выхода: 1990, 2012

Синопсис: Изначально эта книга была написана на английском языке и вышла в печать в 1990 году. Её ожидал невероятный успех в США — она несколько недель подряд держалась на первом месте в списке бестселлеров. Познер долгое время вынашивал планы по переводу книги на русский язык, отдавать это на откуп переводчикам он не хотел. В итоге созрел лишь к концу нулевых. Начал переводить и понял — придётся многое отдельно пояснять: и бэкграунд за это время сменился и взгляды самого Познера. В итоге в этой книге сочетается текст 1990 года и вставки конца нулевых.

Моё мнение: Это, пожалуй, лучшая автобиография из тех, что мне приходилось читать в моей жизни. Конечно, Познер не был бы самим собой, если бы не уделял в своей книге больше внимания отвлечённым рассуждениям, чем своим автобиографическим событиям. Однако обе эти ипостаси книги настолько качественно сплавлены воедино, что лучше, наверное, сделать было невозможно. Человек потрясающе интересной судьбы, который действительно много что повидал, и много где побывал. Его жизнь позволяет ему сравнивать политические системы США и СССР, говорить о сходстве и разнице менталитета, анализировать и делать выводы. Опять же Познер не был бы Познером, если бы его слог периодически не становился несколько занудным, однако бОльшая часть книги читается настолько взахлёб, что эти скучные места удаётся проскочить просто по инерции. Отличная книга, очень советую!

Оценка: 9 из 10

Познер о "Познере"
Год выхода: 2014

Синопсис: Книга состоит из расшифровки двадцати наиболее интересных, с точки зрения автора, интервью, взятых в рамках телепередачи "Познер". Каждое интервью сопровождается кратким комментарием самого Владимира Владимировича.

Моё мнение: Даже не знаю, насколько оправдана с литературной точки зрения эта идея. На мой взгляд, книга практически бессмысленна. Интервью интереснее, познавательнее и правильнее смотреть в оригинале, а не читать их расшифровку, какой бы детальной она ни была. А если вся соль в данных Познером комментариях, то и там особо интересного мало. Есть, конечно, любопытные факты о его дальнейших отношениях с интервьюируемыми, но ради этого читать такую, в целом, не маленькую книгу — я смысла не вижу. В итоге, с точки зрения литературной ценности — книга так себе. Но отдельные персонажи в своих интервью, конечно, интерес вызвали. Так что оценка по совокупности.

Оценка: 7 из 10

<<Обзоры других книг>>

Кино

Три книги Агаты Кристи

Убить легко (Murder Is Easy)
Герои: суперинтендант Баттл
Год выхода: 1939

Синопсис: Молодой человек Люк Фицвильям встречается в поезде со старушкой, которая утверждает, что в её деревне произошла целая серия убийств, о которой она хочет рассказать сотрудникам Скотленд-Ярда. Позже Люк узнаёт, что до полицейских старушка не добралась и была насмерть сбита проезжающей мимо машиной. Люк начинает подозревать, что дело нечисто и отправляется в ту самую деревню, которая на первый взгляд выглядит райским местечком.

Моё мнение: Хороший крепкий роман практически без известных сквозных персонажей (только суперинтендант Баттл в самом-самом конце появляется). Читается с интересом, убийца достаточно неожиданный, но в целом не выдающаяся вещь. Хотя Агата попыталась здесь "напустить" социальной подоплёки в виде размышлений о том, что убивать незаметно достаточно легко, и что при небольшом напряжении ума можно сделать так, чтобы никто и никогда на тебя не подумал. Мысль спорная, на мой взгляд. Впрочем, главное достоинство романа — его персонажи, которые оказались весьма разнообразными и интересными, начиная от молодого, весёлого, умного Люка, заканчивая весьма незаурядной личностью убийцы с достаточно нетривиальным мотивом.

Сюжет: 8
Персонажи: 9
Интрига: 8

Общая оценка: 8 из 10

Рождество Эркюля Пуаро (Hercule Poirot's Christmas)
Герои: Эркюль Пуаро
Год выхода: 1939

Синопсис: Старый миллионер с весьма вредным характером Симеон Ли решает на Рождество собрать под своей крышей всю свою многочисленную семью: старшего подкаблучника сына с его волевой женой, второго сына-политика с ветреной молодой супругой, третьего сына, который не появлялся в доме много лет, так как не мог простить отцу смерти матери, четвёртого сына — чёрную овцу семейства, а также непонятно каким образом найденную в Испании внучку и сына бывшего делового партнёра. В момент когда происходит кровавое, жестокое убийство Симеона, выясняется, что практически каждый мог желать его смерти.

Моё мнение: А вот это действительно классная книга. Классика детективного жанра — убийство происходит в запертой комнате и кажется, что никто не мог его совершить, так как у всех подозреваемых есть железобетонное алиби. При этом желать смерти этому человеку могли практически все, кто находился в этот момент в доме. Куча подозреваемых, семейные тайны, нюансы психологии, блистательный Пуаро и действительно неожиданный финал. Очень советую. Несмотря на достаточно классический сюжет, книга выделяется на фоне других своим разнообразием персонажей и по-настоящему интересной концовкой.

Сюжет: 8
Персонажи: 9
Интрига: 10

Общая оценка: 9 из 10

Печальный кипарис (Sad Cypress)
Герои: Эркюль Пуаро
Год выхода: 1940

Синопсис: Молодая девушка Элинор Карлайл находится на скамье подсудимых. Всем очевидно, что никто другой не имел такого веского мотива и явной возможности убить некую Мэри Джерард — девушку, которая невольно стала причиной размолвки Элинор с её женихом. Однако у Эркюля Пуаро, присутствующего в зале суда, есть своё особое видение этой ситуации.

Моё мнение: Первая судебная драма в творчестве Агаты Кристи. Сначала нам "показывают" зал суда, затем события ему предшествующие с расследованием Пуаро, затем снова зал суда, когда выясняется, что история не такая простая, как могло показаться на первый взгляд. Книга печальная и интересная. Причём в ней, пожалуй, гораздо больше драмы и психологических нюансов, нежели детектива как такового.

Сюжет: 8
Персонажи: 8
Интрига: 8

Общая оценка: 8 из 10

<<Обзоры других книг>>